Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Цель урока:
· ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;
· показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;
· развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
· осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;
· закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
· чистое ладотональное интонирование;
· выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
· продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
· выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;
· воспитание музыкально-исполнительской культуры;
· воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.
Развивающие:
Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
Продолжение развития гармонического слуха;
Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
Воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;
Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
Индуктивный;
Дедуктивный;
Проблемно – поисковый;
Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
Сопоставление песен, различных по характеру;
Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
Представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
Вокализация песен на слог и сольфеджирование;
Задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;
Образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
Юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
Учёт индивидуальных особенностей;
Дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок вокала на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"
Цель урока:
- ознакомление с вокально-техническими требованиями в пении;
- показ их при исполнении изучаемого вокального репертуара;
- развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в вокальном ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
- осмысленный анализ исполнения вокальных произведений;
- закрепление теоретических понятий: «вокальное дыхание», «гигиена голоса», «голосовой аппарат»;
- чистое ладотональное интонирование;
- выработка у обучающихся умения чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;
- продолжать закреплять навык сольфеджирования по ансамблевым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
- выработка навыков целостного, эмоционально-образного исполнения;
- воспитание музыкально-исполнительской культуры;
- воспитание бережного отношения к голосу вокалиста;
- воспитание чувства прекрасного, эстетических идеалов.
Развивающие:
Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
Продолжение развития гармонического слуха;
Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Расширение музыкального кругозора обучающихся через репертуар (песни разных стран, песни советских композиторов).
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
Воспитывать интерес к вокальной музыке других стран на примере исполняемых произведений;
Воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
Воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
Индуктивный;
Дедуктивный;
Проблемно – поисковый;
Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
Сопоставление песен, различных по характеру;
Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
Представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
Вокализация песен на слог и сольфеджирование;
Задержка звучания на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии;
Образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением;
Юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке :
Психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
Учёт индивидуальных особенностей;
Дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, проектор, ноты произведений для преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся, аудиозапись.
Структура урока
1. Организационный момент.
Приветствие
Представление преподавателя:
Иванова Екатерина Михайловна
Представление концертмейстера:
Скрибцова Елена Александровна
3. Знакомство с учащимися:
Блашкова Алина – учащаяся 3 кл. фортепьянного отделения;
Полякова Алина – учащаяся 2 кл. вокального отделения;
Вакарина Кристина – учащаяся 2 кл. народного отделения;
Карсакова Аня – учащаяся 3 кл. фортепьянного отделения;
Муравлев Илья – учащийся 2 кл. вокального отделения;
Тема урока – «Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем»
2. Актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания):
Проверка ранее приобретенных знаний о технике вокального исполнения (кантилена, портаменто, техника пения скачков, стаккато, филировка, беглость)
3. Основной этап.
3.1. Распевание
- Упражнение на выработку чистого унисона «Гамма» (№1)
- Упражнение для выработки широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного, льющегося звука (№2)
- Упражнение на выработку хорошего унисона, правильного формирования гласных о и а на одном звуке (№3)
- Упражнение на выработку высокого звучания, правильного формирования гласных на одном звуке и точного интонирования поступенного нисходящего мажорного звукоряда. (№4)
- Упражнение для выработки точного интонирования при сопоставлении мажора и минора (№5)
- Упражнение на активизацию артикуляционного аппарата (губ и языка) Д34
- Фонопедическое упражнение по В. Емельянову «Лифт»
- Речевое упражнение «АБВГД»
Цель: отработка речевых интонаций в музыкальной речи.
Упражнение проговаривается несколько раз, затем проговаривается на фиксированной высоте (от «ЛЯ» малой октавы по полутонам, до «ФА» I октавы)
- Упражнение на выработку чистой интонации (для плохо интонирующих)
Цель: выработать координацию между слухом и голосом, активизировать слух и самоконтроль над звуком.
Нажать звук на фортепиано, лучше на синтезаторе, чтобы звучание не прерывалось, «поскрипеть» голосовыми связками в самом низу диапазона (штробас) и «подползти» к заданному звуку.
- Упражнение «Чайка» («немой» звук)
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.
- Упражнение «Восьмёрки»
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием, удлинением фраз.
- Скороговорка («Шла Саша по шоссе…»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания,
3.2. Работа над вокальными произведениями
Сегодня тема нашего урока называется «Использование вокально-технических приемов». На прошлом уроке мы с вами кратко познакомились с названиями этих приемов. Давайте вспомним, какие существуют вокально-технические приемы
- Кантилена
- Portamento
- Техника пения скачков
- Беглость
- Staccato
- Филировка
Слайд №1
Сегодня мы остановимся на некоторых из них, а именно на кантилене и на технике Портаменто, а с остальными вокально-техническими приемами познакомимся более подробно на следующих занятиях.
Кантилена – это свободно льющийся звук. Кантилена включает в себя наличие (legato), связного звука и наличие устойчивого вибрато. Кантиленное пение возможно только при правильном голосообразовании, когда отсутствуют зажимы.
«Пастушья песенка»
музыка Л.в Бетховена, обр. В. Агафонникова на слова К. Алемасовой
Сразу обратите внимание что основная тема этого хорового произведения заимствована из V части Симфонии № 6 («Пасторальная»). Переложение для хора сделал В.Г. Агафонников (переложение – изложение в другой форме), текс К. Алемасовой
Слайд №2
Пастораль (от лат. Pastoralis – пастушеский) – музыкальное произведение, связанное с изображением сельской жизни, природы. Была написана в 1808 году под впечатлением народных песен и веселых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни».
Слайд №3 + аудиозапись V части, симфонии №6 «Пасторальная»
Учащиеся слушают финальную часть 6 симфонии, затем пропевают тему из 5 части без слов, а затем пропевают её со словами. Нужно обратить внимание детей, что эта музыка напоминает неторопливо льющуюся пасторальную мелодию, которая как бы славит красоту природы. Песенность, народный склад музыки – её отличительная особенность. Спокойно перекликаются свирель и пастуший рожок. Широко разливается мелодия пастушеской песни. Она перерастает в благодарственный гимн природе.
При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные независимо от по слогового построения слова переносится к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.
Физкультминутка Речевая игра.«Аты-баты, шли солдаты»
Французская народная песня «Братец Яков»,
обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.
слайд №4
В этом произведении мы будем применять вокальную технику Портаменто. Портаменто (итал. portamento, буквально - перенесение, от portare - переносить), напевное исполнение мелодии с помощью замедленного скольжения от одного звука к другому, близко к глиссандо ; применяется в пении и при игре на смычковых инструментах.
Этапы работы:
- беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо, а значит на хорошей опоре, активно;
- исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
- 1-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
- в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка», окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
- 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
- исполнение песни целиком.
«Травка зеленеет»,
Музыка Р.М. Глиер, слова А. Плещеева
слайд №5
На дворе весна, хочется уже тепла, скинуть с себя теплую одежду и больше времени проводить на улице.
Это произведение у нас еще в работе, поэтому давайте определим какие вокально-технические приемы мы будем использовать.
Этапы работы:
- Беседа с детьми о характере, настроении песни.
- «Травка зеленеет» - яркое подвижное сочинение Р.М. Глиера. Оно проносится на едином дыхании. Все, казалось бы, очень просто, Но… мелодия изобилует квартовыми и квинтовыми скачками и в партии альтов и в партии сопрано. Удобство при разучивании обеспечивается тем, что нет высоких и очень низких звуков; темп подвижный, но спокойный; динамика естественная и ясная. Некоторую сложность представляет средняя часть где As dur у партии альтов.
- Разучивание партий.
- Здесь используется двухголосие, в средней части небольшая перекличка партии сопрано и партии альтов.. После уверенного сольфеджирования – разучивание с текстом
- Работа над трудными местами. Двухголосие, восходящее движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных упражнениях к песне.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой партии, сначала с названиями нот, затем со словами.
Литература:
- В.В. Крюков «Музыкальная педагогика»
- М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
- Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
- Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998
- Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997
- Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002
- Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
- Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981
МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»
г.Кингисепп
Конспект открытого занятия на тему :
.
Педагог дополнительного образования
Общие сведения:
Дата проведения: __________
Помещение: класс эстрадного пения
Год обучения: 2 год обучения
Возраст: 7 лет
Тема открытого учебного занятия
Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением
Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения
Цель учебного занятия и задачи
Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.
Задачи:
Образовательные
* обучение правильному певческому дыханию
*обучение правильному произношению скороговорок
* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию
Развивающие
Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося
Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя
Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата
Воспитательные
Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей
Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.
Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.
Форма организации работы . Индивидуальная.
Структура учебного занятия (этапы).
Вводная часть. 5 мин
Приветствие. Введение в тему.
Основной этап. 30 мин
Практика. Учебно-тренировочные упражнения.
Заключительный этап. 4 мин
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
VII . Содержательные блоки учебного занятия.
1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .
Артикуляция как важнейшее условие работы
над вокальным произведением 5 мин
2. Основной этап:
Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин
Артикуляционная гимнастика. 8 мин
Вокальные упражнения 8 мин
Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин
3. Заключительный этап
Подведение итогов 4 мин
Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.
Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.
V Ш. Планируемый результат занятия
Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.
Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.
IX . Методы обучения .
Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический
(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)
X . Оборудование и материалы.
Учебный класс
Фортепиано
Микрофон
Ноутбук
XI . Методическое обеспечение.
Литература:
Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.
Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.
Сайты в интернете:
1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru
Наглядные пособия. Дидактический материал.
Презентация с иллюстрацией по теме.
Рисунки
Конспект открытого занятия.
Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке
В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.
Организационный момент
Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)
Вводная часть. Введение в тему. 5 мин
(П – преподаватель, Г – учащийся)
П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?
Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
Г: без чёткой дикции и слов
Основной этап. 30 мин.
Объяснение темы
П.: совершенно верно!
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.
Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.
Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».
Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?
Г. дыхательную гимнастику.
Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.
П. А теперь приступим к теме нашего занятия.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
П. А от чего она зависит?
Г. (Ответ ученика)
П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?
П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно
Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.
(Для этого необходимо не зажимать нижнюю
челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..
Артикуляционная гимнастика 8 мин
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз
Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз
2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)
4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,
мышцы гортани К-Г,
нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.
5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.
Очень хороши для тренировки скороговорки .
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .
Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.
Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду
Из - под водопровода.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
От топота копыт пыль по полю летит
Три сороки тараторки тараторили на горке
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.
Теперь приступим к вокальным упражнениям .
П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.
П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения : 8 мин
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.
3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.
6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.
П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?
Г. Разборчивая, понятная.
П. Как нужно произносить слова в пении?
Г. Четко, ясно.
П.
От чего зависит четкое, ясное произношение?
Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки
Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин
П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.
Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.
Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )
Заключительный этап 4 мин
Подведение итогов
П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).
П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом?
Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.
Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!
Комплексный характер певческого процесса и взаимосвязанное формирование всех певческих умений и навыков, а также всех качеств музыкального слуха, внимания, мышления. Характеристика периодов формирования певческого голоса и основных певческих умений (дыхание, выразительность и чистота интонирования, дикция и артикуляция, техническая подвижность голоса, тембр звучания, чистота унисона и др.), содержание, методы и результаты.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов . Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться нахудожественном замысле композитора . Поэтому выработкапевческих навыков является одной из актуальных проблемвокальной педагогики . Выработкавокально -хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитиеммузыкального слуха учащихся. Слуховой контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию» учащимися. Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случаяприемов исполнения . На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания.
В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем и совершенствуем эти навыки - вырабатываем нижнереберно -диафрагматическое дыхание , требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и расширения нижних ребер, работаем над правильностью звука,расширением диапазона , красотой тембра, гибкостью,подвижностью голоса , тонкой и разнообразнойнюансировкой .
Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые возникают во время пения и которые являются результатом раздражений, исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования . Ощущения эти помогают отбору необходимыхисполнительских средств в пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым звучанием обусловливает формированиеисполнительских навыков и приемов , которые придаютпевческому звучанию необходимуюхудожественную окраску .
В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения . Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними. Однако непригодным является и исключительно целостный подход к разрешениюзадач вокального обучения : учить сразу всему, не закрепляя отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической четкости в работеголосообразующего аппарата .
Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся? Искусство пения требует овладения сложным комплексомхудожественно -технических элементов . Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым мы создаем наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре надансамблем в двух- и трехголосии, мы предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучанияхоровых партий .
Первым условием в работе над вокально-хоровыми упражнениями является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенногодирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весьхоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.
Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного - к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают в соответствии спевческой подготовкой и возможностями данного хорового коллектива.
Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.
Новая песня , новое упражнение, новая задача при повторении известного материала, новыйметодический прием в закреплении навыков, эмоциональность руководителя-все это содействует поддержанию активности, внимания, интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим предметом изучения-искусством пения.
Необходимо показать всю прелесть, богатство, разнообразие этого вида искусства , возбудить у школьников желание овладеть им. Это поможет воспитать у них настойчивость, упорство и прилежание в обучении хоровому пению.Четвертое условие -охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Концентрация упражнений вокруг определеннойхудожественно -технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка. Однако не следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном задании: это утомляет детей и отвлекает их от других задач.
Например, известно, что пение 1е g а t о считается основойвокального искусства . Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыкамипения поп 1е g а to , то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
Пение «по цепочке»;
Моделирование высоты звука движениями руки;
Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
Настройка на тональность перед началом пения;
Устные диктанты;
Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.
представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
выработка активного pianoкак основы воспитания детского голоса;
при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
целенаправленное управление дыхательными движениями;
произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.
сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
запись основных правил пения на плакатах;
постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
формирование личностного и социального смысла певческой деятильности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
В. П. Морозов писал: «Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукооброзования..»
Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизвидению.