В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.
Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.
20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».
Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.
Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.
Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.
Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.
А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.
В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».
В наше время интересы каждый выбирает по себе. А вот в начале XIX века наблюдалось повальное увлечение древнеегипетской культурой и историей. Даже в очень далекой от Черной земли Северной столице. Такое повышенное внимание к стране фараонов и пирамид привело к тому, что один из цепных мостов, построенных в Петербурге, оформили в присущем Египту духе. Орнаменты из иероглифов украшали части моста, а по обе его стороны проезд охраняли чугунные фигуры сфинксов.
Доверить такое непростое дело самой постройки изначально могли лишь отменным мастерам.
Проект этого необычайного красавца разработал дуэт умельцев, подаривший петербуржцам не один уникальнейший цепной мост – инженеры Василий Христианович и Вильгельм фон Треттер. А египетские скульптуры отлили по модели «отца» мостовых львов и грифонов Петра Соколова. К сведению, все три моста возводились приблизительно в одно время.
Египетское в России: оно еще и поёт…
Начавшись в 1825, строительство Египетского моста длилось всего год. За это время зодчие успели сотворить 11,7 м ширины и 55 м длины пролета. Первоначальный его вид был необычным, на то время модным и более живописным, нежели теперешний, современный. Огромные ворота с иероглифами встречали всех желающих, а цепи и колоритный египетский орнамент служили главным украшением, неизменно притягивающим взор. Непонятные русскому человеку, а оттого более загадочные, иероглифы, украшали и ажурную решетку. Установили мост на облицованных гранитом опорах. Конструкция была облегченной: вместо обычных пяти имела три поддерживающие цепи, закрепленные на чугунных створах.
На головах сфинксов возвышались шестигранные фонари. И скульптуры, и металлические элементы делались умельцами завода Берда, а каменные работы проводились подрядчиком Васильевым.
Поздним вечером 25 августа 1825 года Египетский мост был торжественно открыт. Народ моментально оценил особенности новой переправы, неофициально назвав мост «поющим»: при передвижении по нему, шествующих сопровождали различные звуки, издаваемые цепями. Порой – довольно заунывные. Позже люди скажут: возможно, мост сам себе напевал погребальную песню…
Дело о «резонансном» обрушении
Вроде обычное дело: зимой 1905 года на Египетский мост ступил эскадрон конного полка: лошадки браво стучали копытами, военные дарили улыбки окружающим, ну а прохожие, в свою очередь, умилялись всей этой картинке. И тут в одночасье все сложилось, как в игрушечном карточном домике. Воистину «смешались в кучу кони, люди»: крашенный египетской росписью мост заколебался, и вся конструкция очутилась на дне реки. Благо, событие стало лишь случайным развлечением для зевак: по счастливому стечению обстоятельств, рухнувший мост не утащил за собой человеческие жизни. «Резонанс и фатальность» – такое заключение вынесли знатоки, хотя конкретных математических и физических расчетов-подкреплений по этому поводу так и не было выдвинуто. Очевидцы же уверяли, что животные строго «в ногу» идти не могли, и, мол, виноваты просчеты в конструкции. Как бы там ни было, но попасть в учебники по физике в качестве ярчайшего примера резонирования этому неординарному случаю все-таки судилось.
Новый мост: все египетское просто
Итак, мост рухнул, и следовало возобновить движение – открыли временный, деревянный мост. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: переправа исправно служила петербуржцам с 1905-го аж до 1956-го года. При этом некие неудобства ощущались, ведь оптимальная схема движения нарушилась. Лишь в послевоенное время удалось решить эту проблему. Рассмотрев до двух десятков поданных проектов, специалисты остановились на варианте архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева – он наиболее соответствовал изначальному внешнему виду моста.
Новый мост ничего общего с «родным» уже не имел: создатели упростили его, не забыв при этом оставить оформление в прежнем стиле. Не имея изначальной архитектурной широты, мост все же привлекал египетскими мотивами в узоре ограды. Да и уцелевшие фигуры сфинксов без малого 200 лет наблюдают за прохожими со своих мест…
На современном Египетском мосте плита проезжей части закреплена на 9 параллельных рамах, основания декорированы гранитом. Облик сооружения украшают фонари-обелиски.
А на сфинксов тем временем ожидали новые перипетии: весной 1989 года на одну из фигур наехал «КамАЗ». Скульптура упала в Фонтанку и от удара сильно пострадала. Сфинкса вытащили из реки, занялись реставрацией, и тут оказалось: первоначально головы египетских дев имели позолоту, но со временем слой краски укрыл от людского взора все это богатство. Когда же в начале XXI века время стало разрушать пьедесталы и фигуры сфинксов, то провели полную реставрацию нуждавшихся в ней частей. В остальном же обошлись профилактическим ремонтом: убрали многолетние изъяны, подлатали слабые места – позолотили головы скульптур, расчистили гранитные постаменты, а все швы заделали свинцом.
Шерше ля фам. Будь ты даже мостом…
Легенды о Египетском мосте так либо иначе связаны с женщинами. По одной из них, лицо сфинкса на Египетском мосту есть точной копией лика Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра Первого. Она была заметна своей необычайной красотой и удостоилась многих посвящений: Пушкин слагал в ее честь стихи, а для Бетховена Элиз стала музой.
Специалисты, так те вообще уверяют: сфинксы, оберегающие мост, никак не египетского, а греческого типа. Ему характерен классический реалистический вид – звериное тело и правильное утонченное лицо.
Еще одной легендой, гуляющей в свое время по Санкт-Петербургу, была мистическая история о некой Марии, проживающей недалеко от Египетского моста. Приключилось с ней в молодости неприятное событие с участием офицера. И повлекло оно за собой проклятие с уст бедной женщины. Произнесенная «Марией Египетской» фраза: «Что б вам, военным, провалиться!», возможно, и вызвала знаменитый обвал моста. Женщины, они ведь такие – порою довольно коварные…
В 19 веке в Европе вошли в моду цепные мосты. Кроме того, весь мир увлекался в тот момент Египтом, его культурой и древней историей.
Санкт-Петербург, не желая отставать от европейских тенденций, тоже захотел получить свой Египетский мост, правда перекинули его очень далеко от центра, в самом конце реки Фонтанка.
Архитекторы Христианович и Треттер оформили его в древнеегипетском стиле.
Разумеется, как назвать переправу, в градостроительном департаменте Петербурга споров не было.
По проекту установили чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами и орнаментами. Таким же узором украсили все архитектурные элементы – ограду, колонны, карнизы. И, конечно, не обошлось без сфинксов.
Четыре чугунных статуи, изображавшие мифических животных, были установлены на обеих набережных Фонтанки.
Головы сфинксов венчали шестигранные фонари. Основной пролет держится на цепях.
Есть мнение, что расположение такого пышного моста вдали от центральной, парадной части города, вызвано помещавшимися неподалеку армейскими казармами. Наверное, такой исторической ассоциацией власть хотела добавить солдатам и офицерам патриотизма и благоговения. Так это, или нет, с уверенностью уже никто не скажет. Скорее всего, мост был просто данью моде.
Египетский мост простоял до начала 20 века и в 1905 году, во время первой революции, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон, внезапно обрушился.
Считается, что старые конструкции вошли в резонанс, вызванный четким шагом военных, и не выдержали слишком сильных колебаний.
Это было всего лишь предположением, но оно получило большие последствия.
Во-первых, случай вошел в школьные учебники истории, как наглядный пример последствий резонанса.
Во-вторых, теперь, когда военные идут строем по любым мостам, им отдается команда «идти не в ногу», дабы не вызвать новых обрушений.
Опять же, так ли это на самом деле, неизвестно. Очевидцы утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, вступая на переправу. А лошади, даже самые дрессированные, не могут идти в ногу так слаженно. Скорее всего причина обрушения Египетского моста кроется в других, не столь романтичных причинах.
Наиболее вероятно, что он просто не выдержал вес плотного конного строя.
Есть еще одна легенда, не менее романтичная, и еще более неправдоподобная. По слухам, в доме неподалеку проживала женщина по имени Мария, прозванная Египетской. Один из офицеров полка обманул ее в свое время, поэтому, увидев в окно проходящий полк, она в негодовании пожелала военным провалиться, и в следующий миг мост рухнул.
Погибший под конскими копытами Египетский мост на скорую руку заменили деревянным, который простоял до 1955 года, когда его заменили каменным.
Новая конструкция не блистала пышностью и архитектурными изысками. Перед его создателями не было поставлено задачи воссоздать строение в прежнем виде.
Наоборот, проект отличался скромностью, хотя, египетские мотивы сохранились в оформлении ограды. Кроме того, уцелели знаменитые сфинксы, благодаря которым сохранилось и прежнее название.
Сфинксов отреставрировали в 2004 году. Под толстым слоем краски, покрывавшей их головы, обнаружилась позолота. Ее восстановили, гранитные пьедесталы укрепили и отчистили и возвратили монстров на прежнее место.
Мост находится рядом с гостиницей Азимут, но остальным обычным туристам его не увидеть даже на речной экскурсии. Все типовые прогулки на речных трамвайчиках сворачивают чуть раньше из Фонтанки в Крюков канал.
Ехать сюда специально не удобно. Но, если кто-то рискнет совершить пешеходную прогулку по набережной Фонтанки, то увидит и его, и стерегущих Сфинксов.
Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.
Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства . В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.
Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.
Сфинксы на Университетской набережной
Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста . Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.
Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.
Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.
Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.
Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.
Сфинксы во дворе Строгановского дворца
В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Их считают женскими изваяниями, хотя облик у них вполне унисекс. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.
В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса, или сфинксы, на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. От загородной усадьбы Строгановых сегодня остался только маленький садик с круглым прудом около Военно-Морской Академии, а сфинксов в начале XX века перенесли к бывшему парадному входу во дворец.
Они лежат на невысоких постаментах, ниже человеческого роста, в полной доступности. Можно близко рассмотреть их головные платки и лица со следами разрушений — у правой нет носа. Эти сфинксы вообще производят впечатление жертв исторического прогресса. Посреди двора, где при Строгановых давали пиры для всех желающих, красуется нелепый павильон азиатского кафе. Остальное пространство залито асфальтом, по углам стоят машины, проходят молодые люди в деловых костюмах. В окнах нижнего этажа дворца торчат восковые головы персонажей русской истории. В арке — вход в , где продают шоколадную корюшку и шоколадного Медного Всадника , а лестницу охраняют три полуметровых шоколадных льва. Громко играет отчаянная музыка. Бедные сфинксы терпят.
Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку
Эффектная история про Египетский мост , рухнувший из-за возникшего резонанса после прохождения по нему полка солдат, вошла в школьные учебники. Правда, резонанс как причина разрушения сомнителен (полк был кавалерийский, а лошади в ногу не ходят), однако мост действительно рухнул зимой 1905 года, а при восстановлении в новой конструкции утратил прежнее причудливое убранство. Ни высоких порталов с колоннами и орлом в центре, ни стилизованных орнаментов и иероглифов; остались лишь четыре чугунных сфинкса в позолоченных венцах, созданные скульптором Павлом Соколовым.
Эти сфинксы не египетского, а классического греческого типа, женского пола и реалистического вида: большое звериное тело контрастирует с правильными бесстрастными лицами. До крушения моста к венцам сфинксов крепились фонари. Сегодня сфинксы тихо сторожат довольно скромный мост с декоративными обелисками по краям.
У них тоже есть родственники: пробные экземпляры, почему-то забракованные при строительстве, установлены на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста (метро «Черная речка»). Эти сфинксы воистину многострадальные: к началу нашего века они были так истерзаны вандалами, что одна даже утратила венец. Сейчас они отреставрированы.
«Пробные» сфинксы на набережной Малой Невки. Фото: Евгений Птушка / сайтДевы-львы на Фонтанке выглядят особенно экзотично, учитывая их местоположение. Это край Коломны , постепенно переходящий в угрюмые промзоны ближе к Обводному каналу. Традиционная красота набережных сочетается с окраинной простотой: людей поменьше, хотя машин много, жизнь деловая и рабочая, туристы бродят одиноко, экскурсионные катера с громкоговорителями сюда не доплывают, сворачивая на Крюков канал, у воды сидят дядьки с удочками или с пивом. Сфинксы, несмотря на сияющие издалека короны, не вызывают у окрестных жителей никакого трепета, что доказывают следы от свежезакрашенных граффити на львиных спинах, зеленых, как вода в Фонтанке. Лица дев обращены не к воде, а к Лермонтовскому проспекту: на одной стороне — магазин сантехники, на другой — неуклюжее здание отеля «Азимут», бывшей гостиницы «Советская».
Прогулку к Египетскому мосту лучше начать от Сенной площади — выйти из метро «Садовая» на Московский проспект, пройти по нему налево до Фонтанки и брести вперед вдоль реки, через три моста, наблюдая, как фасады на набережной теряют величественную пышность, не утрачивая ветхой красоты. От Египетского моста легко дойти до мавританского здания синагоги на Лермонтовском проспекте или, на другом берегу, до прекрасного Троицкого собора с синими куполами.
Ши-цза на Петровской набережной
Короткая дорога от метро до китайских диковин на Петровской набережной — показательный тур по петербургской эклектике. Станция метро «Горьковская» напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Петропавловская крепость не нуждается в представлениях. От Соборной мечети трудно оторвать взгляд, а за ней красуется чудесный особняк Матильды Кшесинской, доставшийся мировой революции. У Троицкого моста пришвартован плавучий ресторан с уместным названием «Благодать» — копия одноименного петровского фрегата. Дальше, как раз напротив ши-цза, находится главная историческая достопримечательность квартала — деревянный домик Петра, прикрытый футляром и окруженный садом, так что его можно и не заметить, если не обратить внимания на бронзовый бюст за оградой. Когда-то домик стоял у первой пристани новой столицы. С тех пор Нева и пристань отодвинулись, за домиком выросла советская «элитная» высотка. А у спуска к воде в 1907 году установили китайских сфинксов.
Правда, это условные сфинксы. Слово «ши-цза» в переводе означает «львы», однако с многочисленными петербургскими львами загадочные маньчжурские идолы имеют очень мало общего. Ши-цза называют львами-лягушками и львами-собаками. На реальных животных они не похожи — химеры со странными лицами, по многозначности, экзотичности и художественному совершенству не уступающие древнеегипетским. К тому же, ши-цза занимают традиционную позицию стражей у реки.
Историческое предназначение у них то же, что у классических сфинксов: охраняют дворцы и царские гробницы, олицетворяют божественную власть. Лица ши-цза (мордами их называть как-то непочтительно), если смотреть бестрепетно, напоминают китайских болонок-пекинесов. Это не совпадение: пекинесов выводили специально, чтобы у ног императора сидел маленький лев.
Ши-цза установили на реконструированной Петровской набережной в 1907 году. Их подарил Петербургу приамурский генерал-губернатор Гродеков, получивший маньчжурских львов в дар от китайцев в городе Гирине (Цзилинь). В отличие от большинства парных изваяний, ши-цза разнополые: левая женская — у нее под лапой детеныш, правый мужского пола — у него жемчужина, символ божественного света и исполнения желаний. Трехметровые изваяния на высоких постаментах выглядят монументально и аутентично, так что в и лаконичном голландском стиле домика Петра вдруг проступает «китайщина».
С этого места открывается, возможно, лучший вид на Летний сад и линию набережных на другом берегу Невы.
Памятник жертвам репрессий на набережной Робеспьера
Сфинксы Михаила Шемякина на набережной Робеспьера — самые молодые из петербургских химер. Ими можно пугать детей, то есть дети действительно пугаются этих лиц, разделенных на живую половину и оскалившийся череп. Но на взрослых зрителей жуткие символы не производят сильного впечатления, хотя задерживаться рядом с ними не хочется. Возможно, дело в перегруженности информацией: художник наглядно изобразил тоталитарный ужас, выбрал зловещее место между тюрьмой и Большим Домом, добавил надписей и цитат… Яркие детали, имена, стихотворные строчки, а воображению нечего делать. В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости, уже ставшего великим новым памятником, «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.
Египетский мост соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Египетский мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов.
Прообразом моста послужил висячий цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Египетский мост является его облегчённым вариантом, с тремя поддерживающими цепями вместо пяти.
Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.
Египетский мост был построен в 1825-1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза - цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, “оплетённых” металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю. Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в “египетском стиле”. Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.
Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года. Для моста на заводе Берда по моделям скульптора Соколова были первоначально отлиты два сфинкса, но для этого моста они не пошли и впоследствии были установлены на пристань на Крестовском острове. Позже появилась информация о том, что они были серьёзно повреждены и отправлены на реставрацию в Мостотрест.
За всю свою историю Египетский мост ремонтировался, и не один раз. Ремонт проходил в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах. 20 января 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. К счастью, обошлось без жертв. Достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Изначально предполагалось, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия, в качестве наглядного примера, даже была включена в школьную программу по физике, кроме того, была введена новая военная команда “идти не в ногу”, она даётся строевой колонне перед выходом на любой мост. Выдвинутая растиражированная гипотеза произошедшего не была подкреплена никакими физико-математическими экспериментами или расчётами. Наоборот, существуют свидетельства очевидцев происшествия о том, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явления резонанса в конструкции моста, ибо не существует таких методов дрессировки лошадей, которые привели бы к тому, что животные пошли бы “в ногу”. Другие версии утверждали, что обрушение моста произошло по причине ошибок проекта сооружения, или из-за раковины в одной из несущих цепей, отчего она не выдержала веса и толчков от большого количества передвигавшихся по нему конных всадников. Помимо научных объяснений, скоро появилась мифическая трактовка случившейся трагедии. Слухи утверждали, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище “Египетская”. Она по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: “Что б вам, военным, провалиться!”, и в следующий момент мост обрушился. Вместо разрушенного моста рядом, в стороне от Лермонтовского проспекта, в створе переулка Усачева был построен деревянный семипролётный мост, который исправно проработал до 1956 года.
Организация движения транспорта в этом районе после разрушения моста и введения временной схемы перестала быть оптимальной. Восстановление переправы по Лермонтовскому проспекту через реку Фонтанку было делом времени. После Великой Отечественной войны вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Известно, что было рассмотрено, по меньшей мере, 17 различных планов, до того как был утверждён современный вариант. Египетский мост построили заново в 1954-1956 годах. Пролётные строения - стальные сварные двухшарнирные рамные, с криволинейным очертанием нижнего пояса ригеля. На девяти параллельных рамах уложена железобетонная плита проезжей части, береговые устои моста облицованы гранитом. Фигуры сфинксов отреставрированы, к ним были добавлены вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами. Ограждения моста также украшены изящными розетками и консолями, стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. В рисунке решётки использован цветок, ассоциирующийся с Египтом - лотос. Композиция решётки перекликается с оградой подвесного моста. Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.
24 февраля 1989 года с одной из скульптур столкнулся Камаз. Машина двигалась по набережной со стороны Измайловского моста. Автомобиль занесло, когда он въехал на ремонтируемые трамвайные пути на мосту. От сильного удара скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Сфинкс был частично разбит. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена. В начале XXI века резко начало прогрессировать разрушение скульптур и их пьедесталов. На чугунной поверхности к тому моменту существовали множественные трещины и сколы. Кроме того, гранитные блоки пьедесталов скульптур разошлись, при этом образовалась щель более чем в два сантиметра шириной. В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса, кроме этого была проведён текущий ремонт остальных скульптур. В ходе реставрационных работ было удалено множество слоёв красок, под ними выяснилось, что их головы первоначально была вызолочены. Все найденные несовершенства были тщательно устранены, скульптуры вновь позолочены, гранитные постаменты расчищены, а их швы были заделаны свинцом. Работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции “Магазин подарков ко дню рождения города”. По этой программе реставрации сфинксу составили компанию скульптуры Адмиралтейства и фигура Афины Паллады с фронтона Конногвардейского манежа. Торжественное открытие скульптур состоялось 27 мая 2004 года.