В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы — должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит...».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть...
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне...».
Поэма «Мороз, Красный нос» Некрасова, написанная в 1863 году, была посвящена любимой сестре писателя, Анне. В своем произведении Некрасов не изменил столь близкой ему теме и описал тяжелую жизнь крестьян с их незамысловатыми радостями и горестями, каторжным трудом и мимолетным отдыхом.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мороз, Красный нос» по главам (частям). Пересказ книги будет полезен и для читательского дневника.
Главные герои
Дарья – молодая женщина, трудолюбивая, терпеливая, мать двоих детей, вдова.
Другие персонажи
Прокл – муж Дарьи, кормилец, умерший от сильного переохлаждения.
Родители Прокла – пожилые люди, у которых умер единственный сын, их надежда и опора.
Маша и Гриша – маленькие дети Дарьи и Прокла, ставшие круглыми сиротами.
Часть первая. Смерть крестьянина
Главы 1-5
Старые сани с гробом застряли в сугробе, и старуха пытается их высвободить. Она везет их домой, в бедную крестьянскую избу, где лежит покойник Прокл – глава семейства. Его маленькие, несмышленые дети шумят, а жена Дарья, тихонько рыдая, сшивает « на саван куски полотна ».
Судьба простой русской женщины незавидна – обвенчаться с рабом, « быть матерью сына раба », и до самой смерти быть покорной рабу. С течением времени все меняется, и лишь « суровую долю крестьянки » никто не в силах изменить.
А между тем, « в русских селеньях » есть немало прекрасных женщин – красивых, трудолюбивых, жалостливых, терпеливых, способных с большим достоинством переносить все тяготы судьбы.
Главы 6-10
За четыре версты от села находится церковь. Рядом с ней отец Прокла выбирает место для могилы – « чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом ». Старику тяжело копать мерзлую землю, но он не останавливается. Завершив работу, он в печали возвращается домой.
По дороге старик догоняет свою жену, которая на санях везла гроб сыну. Внезапно перед супругами появляется « старинный знакомец Пахом » – блаженный, который успокаивает стариков тем, что Прокл уже отмучился в этой жизни.
Вернувшись домой, старики отправляют внуков – Машу и Гришу – к соседям, и принимаются готовить усопшего сына в последний путь. На родительские « рыданья и стоны » собираются соседи, чтобы в последний раз проститься с Проклом. « Всю ноченьку, стоя у свечки », дьячок читает молитвы над телом покойного.
Главы 10-15
Следующим утром « без лишних речей, без рыданий покойника вынес народ ». В запряженных санях стоит верный Савраска, которого Прокл купил еще жеребенком. Вместе с хозяином конь тяжело трудился и зимой, и летом, и теперь ему предстоит послужить Проклу в последний раз.
Именно Савраска стал невольным свидетелем того, как хозяин, полдня простоявший в сугробе, а затем трое суток шагавший за подводой, сильно заболел. Прокл « на срок торопился до места доставить товар », когда же вернулся домой – сразу слег. Ни горячая баня, ни окунание в ледяной проруби, ни настойки ворожей не смогли вернуть ему здоровья. Дарья отправилась « в монастырь отдаленной » за исцеляющей иконой, но к ее возвращению Прокл умер.
Небольшая похоронная процессия отправляется в путь. Соседям жаль Дарью и маленьких сироток, которых после смерти кормильца ждут « черные дни ». Вернувшись после похорон, Дарья хотела было приласкать детей, но изба не топлена, и несчастная женщина отправляется « в лес, по дрова ».
Часть вторая. Мороз, Красный Нос
Главы 16-24
В лесу тихо и уныло, ослепительно сверкает снег, все навевает « мертвый, могильный покой». Дарья дает волю своему горю и принимается рыдать – здесь никто ее не услышит. Наплакавшись, молодая вдова начинает рубить и колоть дрова. Она не перестает думать об умершем муже, с которым мысленно ведет диалог.
Женщина понимает, что теперь вся тяжелая работа, которую они делили пополам с Проклом, ляжет на ее плечи. Она переживает и за детей, оставшихся без главного защитника.
Главы 25-28
Дарья вспоминает, как ночью одна отправилась в монастырь, чтобы принести к умирающему мужу чудотворную икону. Ей пришлось отдать все скромные сбережения, которые « то по копейке, по грошику медному » они собирали с Проклом, но икона не исцелила мужа. Дарье было горько, ведь Богородица помогла многим людям, и только ее семью обошла своей милостью.
Главы 29-36
Дарья нагружает полный воз дровами и собирается уже в обратный путь, но вновь погружается в печальные думы. Тем временем « Мороз-воевода дозором обходит владенья свои ». Заметив Дарью, он принимается петь удалую, хвастливую песню о своем могуществе и несметных богатствах.
Мороз трижды спрашивает молодую женщину, теплой ли ей. Дважды она отвечает, что тепло, хотя с каждым разом мороз все больше крепчает, а она « сама холодеет, дрожит ».
На третий раз « седой чародей » оборачивается Проклом и принимается целовать Дарью « в уста ее, в очи и в плечи ». Женщине становится удивительно легко и хорошо, блаженная улыбка играет на ее лице. Она уже холодеет, но ей снится жаркое лето, счастливые родители, муж, дети. У Дарьи под сердцем бьется дитя, и жизнь обещает быть долгой и радостной.
У вдовы исчезают с лица « последние признаки муки ». Белка осыпает ее сверху снегом, но Дарья никак не реагирует – она потихоньку застывает « в своем заколдованном сне »…
Заключение
В центре поэмы – образ настоящей русской женщины, чей дух не сломить никакими невзгодами. Писателем сделан акцент и на трагедии многих крестьянских семей, потерявших кормильцев.
После ознакомления с кратким пересказом «Мороз, Красный нос» рекомендуем прочесть поэму Некрасова в полной версии.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 213.
Н. А. Некрасова всегда волновала судьба русского крестьянства, и особенно положение женщины. Этой теме он посвятил немало произведений, в числе которых и опубликованная в 1863 году - уже в пореформенный период - поэма «Мороз, Красный нос». Краткое содержание произведения, конечно, не дает возможности в полной мере оценить его достоинства, но позволяет обозначить круг тех проблем, которые волнуют автора.
Вступление
Н. Некрасов посвятил поэму своей сестре, Анне Алексеевне. Уже в обширном вступлении обозначены ее общая тема и настрой. Это признание автора в нелегкой доле поэта, знающего о жизни гораздо больше других людей. Потому и новая песня «будет много печальнее прежней», а в будущем все видится «еще безнадежней».
Воспоминания о родном доме и смерти матери завершаются прямым обращением к сестре: «… поняла ты давно - здесь одни только камни не плачут...».
Часть 1. Смерть крестьянина
Невеселые мысли вызывает у читателя поэма. Вот ее краткое содержание.
«Мороз, Красный нос» Некрасов начинает с описания трагедии в жизни крестьянской семьи. Умер ее глава и кормилец, оставив сиротами родителей, жену и двоих малолетних детей. Отец отправился рыть сыну могилу («Не мне б эту яму копать!»). Мать за гробом пошла. Жена «тихонько рыдает» над саваном - шьет последний наряд мужу. И только «глупые дети» шумят, еще не понимая случившегося.
О тяжкой доле славянки
Рассказ о трудной жизни крестьянки занимает важное место в 1 части поэмы «Мороз, Красный нос». Краткое содержание его таково.
Изначально русской женщине уготованы три горьких доли: и матерью раба, а также до гроба покоряться судьбе. И сколько бы веков не проходило, это положение не меняется. Но никакая суровая жизнь не способна сломить «красивую и мощную славянку» - именно такой видится Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».
Красивая и ловкая во всем, терпеливая и величавая, с походкой и «взглядом цариц», русская женщина всегда вызывает восхищение. Хороша она и в момент, когда косит, и когда лицо ее «гневом горит». Не любит безделья даже по выходным, но если уж появится на лице «улыбка веселья», сменившая на нем «трудовую печать», то ни в песне, ни в пляске нет ей равных.
Она чувствует ответственность за всю семью, потому у нее в хате всегда тепло, детишки накормлены, да и к празднику лишний кусок припасен. А уж когда такая «баба» идет к обедне с ребенком на руках, «всем любящим русский народ» становится «по сердцу» возникшая картина - так завершает рассказ Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», таким образом, - это прежде всего поэма о судьбе русской крестьянки.
Крепится гордая Дарья, но слезы невольно катятся, падая на «быстрые руки» и саван.
Прощание с Проклом
Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов. «Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе. Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо - «красивое, чуждое муки».
И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…
А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом - в поле, зимой - в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой - «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…
Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.
Часть 2. Дарья
Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.
Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся - не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты - староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.
Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».
Краткое содержание встречи с величественным воеводой лесов и полей
Поразмыслив, прислонилась Дарья к высокой сосне, стоит «без думы, без стона, без слез». Истомившаяся душа вдруг обрела покой, страшный и невольный. А мороз все крепчает. И вот появляется склоняется над головой несчастной, приглашает ее в свое царство. И вдруг Проклушкой Мороз обратился, зашептал ласковые речи.
Все больше холодеет Дарья, а перед глазами возникает картина. Жаркое лето. Она копает картошку, рядом свекровь и Маша. Вдруг появляется муж - рядом с Савраской шагает, из горохового поля выскакивает Гриша. А под сердцем у нее - ребенок, который должен родиться по весне. Затем Прокл встал на телегу, посадил Машутку с Гришей - и «воз покатил». А на лице глядящей им вслед Дарьи появляется «улыбка довольства и счастья». Сквозь сон слышит она прелестную песню, и душа все больше погружается в долгожданный покой. Прыгнувшая на сосне белка роняет на героиню снег, а Дарья стоит и стынет «в своем заколдованном сне». Так заканчивается поэма «Мороз, Красный нос».
Поэтические произведения Некрасова ничуть не проще объемной прозы политического содержания. Этот поэт всегда писал о наболевших проблемах России. Именно поэтому так важно иметь перед собой очень краткое содержание его поэм для читательского дневника. Оно поможет запомнить основные события и разобраться в сюжете.
(336 слов) Произведение начинается с письма, отправленного сестре главного героя, где говорится о его грядущей смерти, потере вдохновения и ненависти людей к нему. Брат признается ей, что его силы на исходе, но всё то хорошее, что он написал вместе с музой, — посвящено ей. Он благодарен сестре за «слезы и молитвы», которые уберегли его от мести врагов. И эта последняя работа, самая грустная и трагическая, тоже посвящается ей.
Далее говорится о старушке, которая, в мороз пошла понукать савраску. Крестьянская семья находится в критическом состоянии из-за смерти кормильца. Автор рассказывает, как судьба жестоко распорядилась с русской женщиной: она до смерти покоряется рабу и является матерью сына раба. Но рассказчик не забывает и о достоинствах крестьянки, способной быть сильной и красивой. Она стойко сносит бремя бед, содержит семью, заботясь о каждом родственнике.
Жизнь крестьянки сломила трагедия, способная забрать всякую радость и надежду: умер муж. В одном селе, за четыре версты от избушки, отец покойного решается копать могилу. Вскоре в деревню прибыл старый знакомец – блаженный Пахом, который соболезновал утрате старика и вдовы. На сосновом столе лежит мёртвое тело мужчины. Родные оплакивают покойного. На похороны пришли и другие люди. Тело отправляют на савраске, автор пишет и о его тяжелой участи, ведь он своим трудом обеспечивал хозяев. Причиной смерти стала сильная простуда, которую односельчане лечили лишь народными средствами. Многие обеспокоены дальнейшим воспитанием детей умершего.
Крестьянка Дарья направилась в лес. Автор описывает лесную красоту в зимнюю пору. Дарья полна отчаяния, рубит в лесу дрова. Крестьянке, без мужа, приходится очень тяжело. Героиня размышляет о будущем своих детей, также тоскуя по мужу. Отец не заступится за сына, когда его заберут в солдаты, жене он тоже не поможет. В лесу у нее замёрзли ноги, из-за чего ей трудно ходить. Позднее, когда молитвы женщины были услышаны, её ноги снова в рабочем состоянии. Но вдова вновь принялась рубить дрова, и её ногам стало гораздо хуже. Неожиданно, над героиней провисел воевода Мороз, который восхвалял свои уникальные способности и предлагал пострадавшей руку помощи. Морозко погрузил красавицу в вечный сон, заморозив её. Женщине снится лето, которое она проводит с мужем и детьми.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промерзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьет саван покойному мужу.
У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу; все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селениях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздается сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.
Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.
Сведя к соседям зябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдается наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершен, наступает время для причитаний.
Суровым зимним утром савраска везет хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретен, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.
Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у нее нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.
По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца… И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит…».
Она вспоминает свой сон перед Стасовым днем. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.
Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владения. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в свое царство, обещает приголубить и согреть…
Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у нее бьется ребенок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша…
Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.
Белка роняет на нее ком снега, а Дарья стынет «в своем заколдованном сне…».
© Т. А. Сотникова