В Карамасском поселении Волжского района Марий Эл начато возведение мемориального комплекса, посвященного памяти национального героя Чоткара.
Что объединяет любой национальный народ? Культура, язык, традиции, история… Немаловажное значение имеют и почитаемые места, которые как не скудеющие источники «питают» его память и душу, формируют самосознание, определяют будущее. В нашем районе один из таких «памятников» связан с именем марийского героя Чоткара.
Он находится в Карамасском поселении между деревнями Нурмучаш и Усола. Здесь, на небольшом живописном холме недалеко от реки Пез, где согласно легенде Чоткар любил отдыхать, установлен камень памяти, на котором слова: «Чоткарын шӱлышыжӧ - марийын чоныштыжо» (Душа Чоткара - в сердце марийца). Традиционно каждый год на «легендарной» поляне, окруженной вековыми елями и соснами, проводят мероприятия, посвященные его памяти. На празднике театрализовано воссоздают историческое прошлое народа, непосредственно связанное с жизнью национального героя, с художественными номерами выступают творческие коллективы района, самодеятельные артисты и известные исполнители республики.
Но сегодня, к сожалению, все имеющиеся на поляне постройки обветшали и находятся в полуразрушенном состоянии. Сколоченная из досок сцена, на которой разворачивается основное праздничное действо, одним своим «печальным» видом омрачает естественную природную красоту. Но отчетливая выделяющаяся надпись на ней - Пайрем дене, Чоткар тукым! (С праздником, поколение Чоткара!) - все же вселяет «порцию» оптимизма. От зрительских скамеек остались только одни «пеньки». Да и мост через речку уже пугает - торчащие «скелеты» железных перил не внушают надежности и уверенности (признаться честно, сама едва не провалилась). А арочный вход на территорию, как мне кажется, просто не соответствует реальности.
- Чоткар - это не просто выдуманный мифологический герой, а реальный марийский богатырь, живший в этих краях в XIII веке. Его имя ассоциируется с объединением и согласием народа, умением сплачиваться в тяжелое время и отстаивать свободу. Любая нация, как известно, живет своими корнями и традициями. И если этот так называемый «исторический фундамент» крепкий и надежный, то никакие процессы ассимиляции и самовымирания ей не грозят. Наоборот - позволяют развиваться дальше. Поэтому мы должны помнить свое прошлое, знать и чтить национальных лидеров, благоустраивать и сохранять исторически значимые места, - говорит Игорь Кудрявцев, депутат Помарского поселения. - Наши две организации «Марийский мир - 21 век» и «Марий ушем» приняли решение обустроить данную территорию, и возвести мемориальный комплекс, основанный на деревянном зодчестве в едином архитектурном стиле. Ведь это не только живописный уголок природы, но и намоленное место, объединяющее приверженцев традиционной марийской религии. Не удивительно, что расположенные здесь пять родников обладают некой чудодейственной силой… Но об этом чуть позже.
Национальный комплекс - серьезный проект, требующий тщательной подготовки и организации. Инициативная группа во главе с Игорем Михайловичем провела организационное собрание, определила с местной администрацией конкретные цели и задачи, привлекла ряд предпринимателей города и района принять посильное участие. Первую финансовую помощь уже оказали предприниматели В.Семенов, В.Харитонов, М.Степанов, Э.Максимов. Большую активность проявляет депутат Государственного Собрания Марий Эл Р.Григорьев.
Так называемая программа благоустройства разбита на три этапа - до 11 июня и 1 октября нынешнего года, до 4 ноября 2020-го. На сегодняшний день первый, начальный, в рамках которого установили дубовую арку у моста и построили лестничный подход к самому «Камню Чоткара», уже завершен.
Главная заслуга - строительной бригады В.Семенова во главе с Валерианом Кузьминым, который обладает неповторимым творческим художественным взглядом и индивидуальным стилем. Созданные им архитектурные элементы отличаются оригинальностью и самобытностью, приковывают взгляд и восхищают. От них словно веет некой теплотой и живой энергией.
- Строители вкладывают душу в это дело, поэтому у нас все получается легко и просто. Большую помощь оказывают учащиеся профильного экологического лагеря при Большекарамасской школе. Рабочие руки нам нужны, - улыбается Валериан Кириллович. - Основной используемый материал - незаурядные коряги, ветки и стволы деревьев. У каждой из них своя естественная фактура - выпуклости, изгибы, трещины, сучки, которые придают особый «шарм». Зачем рубить новые деревья, когда есть возможность использовать «второсортный» материал? Тем более это творение самой матушки природы. Конечно, в их поисках приходится ходить по лесам. Иногда на это уходят и целые дни, но результат того стоит.
Второй этап предполагает дальнейшее строительство с привлечением финансовых средств неравнодушных волжан - на одной предпринимательской благотворительности проект не осилить. Важна и нужна помощь каждого.
Так, до осени планируется обустроить пять источников - расчистить, углубить, заложить дубовыми срубами и соединить их дорожками. Все это будет спроектировано в одном художественном ансамбле. Кстати, родники, как уже было сказано выше, чудодейственные - обладают живительной силой, способствуют очищению души от грехов, восстановлению здоровья и т.д.
В центре поляны необходимо построить добротную сцену. Есть предложение соорудить ее в виде шлема Чоткара. Скамейки должны быть удобные и надежные. Кроме того, намечаются различные переходы, сторожевые башни, резные фигуры животных и людей, элементы прошлого и современного строительного искусства, объединенные определенным национальным «почерком». Со слов В.Кузьмина, все постройки должны быть срублены из дуба и, чтобы не было видно ни одного гвоздя.
- По поводу архитектурной насыщенности у нас множество различных идей. Приглашал сюда известных художников, которые поделились своими предложениями. В планах посетить художественное училище в Йошкар-Оле, встретиться с членами республиканской общественной организации ремесленников. Они могут дать дельные советы, подсказать интересные направления традиционного деревянного зодчества. Возможно, проведем творческие конкурсы среди художников и ремесленников, что позволит расширить границы наших планов, выбрать среди работ необходимые нам эскизы. Победители, конечно же, будут награждены, - отметил И.Кудрявцев, вице-президент МАОО «Марийский мир - 21 век». - Напомню, что наш проект не имеет никакого отношения к развитию туризма. Это может быть лишь следствием. Сейчас главная цель - создать культовое место, объединяющее всех. Здесь будут проводить творческие вечера, конкурсы, фестивали, различные мероприятия духовно-нравственного воспитания, патриотического характера. Никакие «пеледыш пайремы» не планируются.
Третья часть предусматривает подключение государственных средств и других источников финансирования, участие в республиканских и федеральных программах. Если же все пойдет по плану, есть возможность создать Фонд Чоткара и его Попечительский совет.
- Хочется верить и надеяться, что волжане, проникнувшись и заинтересовавшись нашей идеей, внесут свой вклад в развитие и сохранение уникального наследия народа мари, его традиций и культуры. Пусть почитаемая нашими предками святыня будет ухоженной, благоустроенной и радует будущее поколение, - говорит Игорь Михайлович. - Все, кто желает предложить свои идеи по технической и архитектурной планировке, помочь финансовыми средствами, могут позвонить по номеру телефона +7-909 368-81-80. Звоните, приезжайте, встретим, покажем.
Возведение данного мемориального комплекса благословил местный карт Аркадий Федоров:
- Своими силами всегда стараемся ухаживать за данной территорией, но как такого масштабного строительства здесь не было. Поэтому с удовольствием поддержал данную идею. Ведь у каждого народа свои предводители, национальные герои. В наших краях - Чоткар Патыр. Так почему бы нам не обустроить «уголок», куда бы Он позвал всех марийцев? Мы должны хранить память о нем, знать свои корни и историю, рассказывать и передавать ее потомкам. Если все задуманное исполнится, то это будет новой страницей в истории нашего народа.
Глава администрации Карамасского поселения Борис Николаев также одобряет начатое дело:
- Конечно, необходимо повышать наше самосознание. Свою самобытность и идентификацию марийцы могут сохранить только через традиции, культуру и религию. Возможно, этот комплекс будет тем самым «очагом», способствующим возрождению и развитию национальных обычаев, объединению всего марийского народа.
PS. Цели и задачи определены, первые шаги сделаны. Впереди - еще многое предстоит, но уже сейчас есть результаты, которые заставляют сплотиться, задуматься и принять непосредственное участие в реализации данного проекта.
Кристина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора
Легенда о Чоткар Патыре
На зелёном берегу Илети, куда впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар, который рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырём-великаном и часто ходил с отцом на охоту. Один на один боролся с медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака мог сломать любую сосну, вырвать с корнем столетний дуб. Люди поражались силой Чоткара и величали его Патыром. Был он очень добр и приветлив к бедному люду, беспощаден к продажным богачам, которые затаив злобу мечтали отомстить ему.
В то время татарские ханы часто нападали на марийские селения. Чоткар Патыр, собрав жителей своего лесного края, пошёл на них войной. Освободил все захваченные врагом земли и прогнал ханов в степь. Так, татарские воеводы, проученные войском богатыря, перестали нападать на земли марийские.
Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов собрался к нему народ.
Дорогие мои! - сказал он. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.
Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со своим героем. Но он успокоил их.
Не печальтесь, родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и громко крикните: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!». Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час. А меч мой и щит положите со мной.
Чоткар Патыр умер. Его похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.
С тех пор прошло много лет. Вокруг холма, который каждой весной покрывался душистыми цветами, вырос густой лес. Близко к могилке никто не подходил - все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что крестьяне ведут себя непокорно. Поэтому и задумали чёрное дело - подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара.
Пошёл он к могиле и по пути встретился со стариком. Узнав о его намерении, он сказал:
Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется на нашу защиту. Тогда враг покорит нас.
Эшполдо выслушал его и засмеялся:
Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.
Он и не думал слушаться его. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и вскрикнул:
Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!
Не успел он крикнуть, как ударил гром, вихрем пронёсся ветер и погнул деревья, земля содрогнулась и раскрылась могила - вышел Чоткар Патыр. Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке блестел тяжёлый меч.
Где враги? - прогремел он, сверкая очами.
Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…
Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал он и медленно опустился в свою могилу.
Через несколько лет татарские воеводы снова напали на марийские земли. Храбро сражались наши предки, защищаясь от злых кочевников, но врагов было больше.
Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали они, собравшись у холма.
Но во второй раз Чоткар Патыр не проснулся. И больше никогда не вставал, сколько бы марийцы не пытались поднять его…
(26 апреля 2018) Ежегодно 26 апреля марийцы отмечают День национального героя (Марий талешке кече). Марийская земля гордится двенадцатью героями.
Слово «талешке» с марийского языка переводится как «герой; выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги». У марийцев их 12.
- Полтыш (Болтуш)
Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям, это была укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом.
Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство, и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою.
Первую волну наступавших врагов ему удалось отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князья придут им на помощь. В городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения.
В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год, ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.
- Чоткар
Легендарный богатырь, живший в незапамятные времена. Родился Чоткар в семье охотника. Рано возмужал. Отличался бесстрашием и огромной силой: один на один выходил драться с медведем, ударом кулака мог сломать сосну, вырвать с корнем столетний дуб.
В те далёкие времена вторглись в марийские земли степные кочевники. Чоткар собрал войско и отразил нашествие степняков. После этого марийцы поняли, что, объединившись, можно одолеть любого врага. Всю свою долгую жизнь богатырь посвятил защите родного народа. И даже после смерти восставал из могилы и оказывал помощь марийцам в борьбе с неприятелями. Но однажды потревожили покой Чоткара понапрасну, без причины, и богатырь, обидевшись, более не откликался на призывы соплеменников.
Но есть у марийцев вера, что, когда покинут их силы, и отчаяние поселится в их сердцах, воспрянет Чоткар ото сна и поведёт марийцев к счастливой жизни.
- Чумбылат
Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII – XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немда и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом - Кукарка).
Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель.
Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбылат же утешал их: «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас».
Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские - Чембулатов Камень.
Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля.
Однажды дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь марийцев совсем без покровительства, и чтущим его он придаёт силы и хранит от зла.
- Мамия-Бердей
Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552-1557 гг.).
Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол.
По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле».
К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя, скорее всего, казнили. Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.
- Онар
Согласно мифологическим представлениям, до появления человека на земле жили великаны – онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям, они являлись предками марийцев.
Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но он не воевал, по крайней мере, в землях, населённых марийцами.
- Пашкан
Легендарный богатырь, живший в XVI веке в деревне Юлъял (ныне село Сидельниково Звениговского района Республики Марий Эл).
Он отличался высоким ростом и огромной силой. Как говорит предание, у него была лошадь – настолько быстрая, что за два часа могла проскакать от Юлъяла до Казани и обратно. Пашкан не раз ходил на Казань вместе с московскими войсками.
Согласно легенде, он самонадеянно вознамерился верхом на лошади взобраться на крепостные стены Казани. Опешившие от такой наглости, татары решили наказать его, и выставили против него пятьдесят всадников. Пашкан повернул лошадь и ускакал от погони. Думая, что оторвался от преследователей, он спешился передохнуть. Однако татарские всадники не отставали. Пашкан вновь вскочил в седло и поскакал ещё быстрее. Не доезжая немного до Юлъяла, его лошадь завязла в озере, а погоня приближалась. Пашкан успел сказать землякам, что пришёл его последний час, и просил своих сородичей помнить о нём. Только он сказал это, как налетели преследователи, и в ожесточённой, но неравной схватке богатырь пал. Узнав о гибели своего богатыря, марийцы решили отомстить. Татары, расположившиеся после погони и схватки на отдых, были все перебиты.
Марийцы не забыли о Пашкане и почитали его как духа-покровителя – Керемета. Место, где он погиб, до сих пор называется Пашкан-керемет.
ОНАР-БОГАТЫРЬ
Когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Опар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветка-радуги. Потому-то и называют марийцы радугу - Воротами Онара.
Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.
У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка, Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел. В поисках зверя и бортей, полных душистого меда, он уходил далеко от своего жи-лища-кудо, которое стояло на берегу Волги. В один день Онар успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Не-идой, впадающих в светлую Биче, как по-марийски называется река Вятка.
Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся он, вытряхнул песок - с той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы.
Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
Про многие холмы и озера в Мари Эл народ говорит, что это следы древнего великана. И потому-то марийцы называют свой край землей богатыря Онара.
Чоткар-патыр
На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.
Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб.
Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар-патыр.
Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.
Это было давно. Русские еще не строили городов около нас по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения.
Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.
Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские.
Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.
Дорогие мои! - сказал Чоткар. - Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.
Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырем Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их:
Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: «Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!» Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжелый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.
Чоткар-патыр умер. Он лежал как живой среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.
С тех пор прошло много лет... Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковер. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтили наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали черное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы.
Пошел Эшполдо к могиле Чоткара и встретился по пути со стариком. Узнав о намерении Эшполдо, седой старик сказал:
Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну его потревожишь, и во второй раз не поднимется помогать нам. Тогда враг покорит нашу землю.
Эшполдо, выслушав старика, засмеялся:
Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.
Он и не думал слушаться советов мудрого старика.
Украдкой пробрался к холму, взошел на него и крикнул:
Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!
Не успел он крикнуть, как ударил гром, холм содрогнулся, и раскрылась могила. Вихрем пронесся ветер и погнул деревья в лесу. Крышка гроба треснула, из могилы вышел Чоткар-патыр.
Он был так же высок и могуч, как и раньше. Сер¬бром отливали его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке его блестел тяжелый меч.
Где враги, кого нужно бить? - прогремел он, сверкая очами.
Нет никого, - в ужасе проговорил коварный Эшполдо. - Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе...
Что ты наделал, несчастный мальчишка! - горестно сказал Чоткар и медленно опустился в свою могилу.
Через несколько лет о смерти Чоткара-патыра узнали ханские воеводы и снова напали на марийские земли.
Храбро дрались марийцы, защищаясь от пришлых кочевников. Но ханы наступали, их было больше. И начали они одолевать марийцев.
Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, - вскричали марийцы, собравшись у холма.
Но во второй раз Чоткар-патыр не встал...
Кокша – богатырь
А расскажу-ка я вам, почему речку нашу Кокшагой зовут... Было это давно. Прабабка моей прабабки и ее прабабка не помнят, когда это было, но было это так.
На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники промышляли для него белку, лису, горностая и всякую другую пушную добычу, бортники приносили ему мед и воск, а бедные земледельцы - рожь, ячмень и разную огородную снедь.
Тех же, кто его воле не подчинялся, нещадно пороли розгами (такое было уже не так давно - и прабабка моей прабабки, и моя прабабка рассказывали, что богачи да служки царские так наказывали нашего брата, крестьянина, за ослушание).
Долго ли, коротко ли жили так люди, но вот в одном лесном илеме (хуторе; прим. by admin) у бедных родителей появился на свет мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплел ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки, поближе к очагу.
В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:
Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.
На вторую ночь к зыбке склонился богатырь Чоткар:
Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.
На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр:
Я отдаю тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.
С этой поры Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня - в настоящего богатыря. Отец дал ему лук и стрелы, велел идти на охоту. Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх. Со звоном лопнула тетива, а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю. Пошел Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда. На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук. А из жил убитого им лося свил тетиву. Приладив наконечник к стреле, Кокша решил испытать лук. Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево. Стрела прошила дерево насквозь, и оно раскололось.
Не прошло и недели, как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре.
Надо отнять у него силу богатырей, - сказал он слугам и научил их, как это сделать.
Часто Кокша уходил на охоту далеко, но возвращался домой одной самой короткой дорогой. Так вот, подручные Вараша в том месте, где Кокша переходил реку, сделали прорубь, а когда мороз затянул ее ледком, засыпали снегом. Возвращаясь с охоты, усталый, но с богатой добычей, Кокша провалился под лед и стал тонуть - плавать не успел научиться. Захлебнулся он водой и совсем было потерял сознание, но вдруг слышится ему голос:
Вспомни о силе Кугурака. Встань на дно и оттолкнись.
И тут же подручные Вараша увидели, как сперва вспучился лед, потом раскололся на несколько льдин и Кокша-богатырь вышел на берег. «Все равно ему конец, - злорадно ухмылялись они. - Кокше негде обсушиться, и сильный мороз доконает его».
Понял и Кокша, что конец приходит ему. Одежда сразу обледенела. Но тут он снова услышал голос:
Вспомни о ловкости Чоткара. Вставай на лыжи и беги.
Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому. На бегу он вспомнил предание о том, как Чоткар, пока жена кипятила воду для ухи, успевал на лыжах сбегать на озеро в сорока верстах от дому, наловить рыбы и вернуться обратно. Кокша бежал так быстро, что домой он явился как ни в чем не бывало. Мороз так и не смог сковать его одежду.
Скоро Кокша узнал, что прорубь - дело рук подручных Вараша. Подошел он к крепости Вараша и крикнул:
Эй, Вараш! Если ты не трус - выходи, сразимся в честном бою!
Хорошо, я согласен биться с тобой, но если ты тоже не трус, то заходи, будем драться здесь, в крепости, на ристалище для кулачных боев, - ответил Вараш, и ворота крепости распахнулись. И тут снова Кокша услышал голос:
Вспомни о мудрости Акпатыра: не бейся с врагами один, а собери друзей, подними народ, недовольный врагами.
Как только закрылись ворота крепости, на Кокшу надвинулась стража. Схватка была долгой и яростной, но врагов было много, и Кокшу заковали в цепи, на ноги надели кандалы.
Бросьте его в сорокасаженный колодец! - приказал Вараш...
Долго ли, коротко ли просидел Кокша в колодце, но однажды на край сруба села Сорока-белобока. Обрадовался Кокша, просит Сороку:
Сорока-белобока! Передай моим родным, что я у Вараша в колодце. Пусть они выручат меня.
Глупых я не выручаю, - ответила легкомысленная Сорока. - Ты сам зашел в логово зверя.
И улетела.
Много ли, мало ли прошло дней, сел на край сруба Коршун.
Коршун! Коршун! Передай отцу-матери, что я брошен в колодец.
Не передам я это отцу-матери, - ответил Коршун. -Я дружу с Варашом и кормлюсь теми, кто брошен в колодец. Скоро придет и твой черед.
И тоже улетел.
А время идет и идет. Все больше и больше слабеет Кокша. И уж когда казалось, что нет надежды на спасение, сел на сруб Гусь.
Друг, выручи меня, - простонал Кокша. - Передай...
Знаю, чего ты хочешь, Кокша. Глупая тараторка Сорока всем болтает, что ты у Вараша в яме, но ты же знаешь, что ей никто и никогда не верил. Не поверили и твои родители. Ведь прошло больше пяти лет.
Тебе поверят...
Гусь спустился в колодец, вырвал из крыла перо и подал Кокше. Тот смочил перо в кровавой ране и напирал на белоснежном крыле птицы свое имя.
И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лёсных илемах. Самые старые и самые мудрые собрались на совет и стали думать, как помочь Кокше-патыру...
Однажды у Вараша был какой-то праздник. Вдруг перед воротами появилось стадо быков.
Прими наш праздничный дар, владыка, - сказали старейшины. - Мы хотим заколоть этих быков и угостить твоих храбрых воинов.
Ладно, - сказал Вараш, - половину быков заколите и сварите на дворе, а остальных загоните в мои хлева.
Старейшины разожгли костры... Подручные Вараша до отвала наелись вареного мяса и завалились спать. Ночью, когда все в крепости спали, старейшины разрезали бычьи шкуры, связали их в один длинный прочный ремень и спустили в колодец. Кокша обвязался концом сыромятного ремня, и его вытащили.
Под покровом ночи старейшины вывели Кокшу из крепости. Пока богатырь поправлялся и набирался сил, кузнецы ковали мечи и наконечники для стрел. Собрались воины со всех илемов, а во главе ратного войска встал Кокша-богатырь.
Вскоре злой Вараш и его приспешники были изгнаны, народ объявил Кокшу своим вождем, и с тех пор, говорят, эту лесную реку в честь своего богатыря-освободителя люди назвали Кокшагой.
МАРИЙСКАЯ ЛЕГЕНДА ПРО ЧЕМБУЛАТА
Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утёс Живой камень.
Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.
Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:
Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: "Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!" Я встану тогда и обороню вас.
С этим и умер Чумбулат.
Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!
Шло время. Всё было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.
Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.
Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху, и хохоту, и сколько потом всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбулата.
Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.
Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.
Увидел их Чумбулат и крикнул им:
Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.
Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.
Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.
Д ети по д марийскую музыку входят в зал.
Здравствуйте, люди добрые, именитые, по городу гуляющие, в Волжске проживающие. Не ради шутки иль веселья собрались мы, а для того, чтобы отметить «День национального героя» - «Марий талешке кече ».
У каждого народа есть свои национальные герои, которые оставили след в истории, которые защищали Родину. И сегодня мы познакомимся с героями марийского народа.
У разных народов есть прелесть традиций,
Одежда своя и родной свой язык,
Ну как мне марийской землей не гордиться,
И тем, к чему с детства привык.
Пусть слышат птицы,
Пусть слышит ветер,
Пусть знает дождик проливной
О том, что город есть на свете,
Он город детства золотой.
Я в этом городе родился,
И пусть еще не вырос я,
Одно могу сказать я точно:
Мы с этим городом друзья.
Песня о Родине .
У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамыч Бердей , Токтауш , Мирон Мушарин , Конай , Болтуш и другие. Дети, а вы кого знаете?
Акпарс , Акпатыр …
Скажите, дети, к какому богатырю принадлежат такие слова:
«Не печальтесь, люди мои родные!
Если вам будет трудно, приходите ко мне на холм и крикните громко: « Нас теснят враги, помоги!» Я встану и помогу.
Чоткар-патыр .
А кто из национальных героев играл на гуслях.
Дети : Акпарс .
Гусли звонкие играют,
Край марийский прославляют.
Свистульки, трещотки, свирель, барабан,
Нам деды оставили все это в дар.
Оркестр « Марийская народная»
Дети, а какому богатырю река Волга в самых глубоких местах доходила до колен, а когда он шел по лесу, то самые высокие деревья были ему до пояса?
Онар.
Давайте, дети, его позовем. Онар, Онар, приходи к нам!
Вбегает Керемет .
Ребята, это же не О нар, а просто-напросто Керемет к нам пожаловал. А вы знаете, кто такой Керемет ? (ответы детей)
Керемет , зачем ты к нам пожаловал?
Мы тебя не ждали,
Мы Онара в гости звали .
Онара ждете? Не дождетесь!
Я его далеко спрятал, в цепи заковал.
Зачем ты его спрятал?
Мы сегодня отмечаем День национального героя и очень хотели его увидеть. Вместе с ним спеть, станцевать, да поиграть.
Вот и спрятал, потому что все его любят, прославляют, песни поют. А для меня что - ничего? Не отдам вам Онара !
Что же нам делать? Ты все испортил.
Ничего не испортил. Я вот что вам скажу: надоел мне жить одному, тоже хочу веселиться, петь и плясать.
Вот иди и веселись, кто тебе мешает? И Онара отпусти.
Ни за что! Я такой злой, потому что меня никто не любит.
Ребята, как нам Керемета перехитрить? Давайте мы с вами поиграем, он и отпустит Онара . Керемет , хочешь с нами поиграть?
Конечно, хочу! Мне так скучно одному. А как играть будем?
Я знаю интересную игру.
Игра « Петушиный бой»
Какие у вас мальчики сильные. Хочу еще веселиться.
Чтобы быть таким же сильным, как Онар и землю родную защищать, надо много тренироваться. Померяемся силой?
Игра « Перетягивание каната »
Вот теперь я стал добрым и веселым. Отпускаю Онара . Спасибо вам, ребята, что повеселили меня. Сейчас Онара приведу (звучит музыка, входит Онар) .
Здравствуйте, люди добрые, детки малые. Как у вас красиво, празднично, весело.
Здравствуйте, Онар! Сегодня у нас праздник «День национального героя» - «Марий талешке кече». Дети, давайте споем Онару песню.
Песня « Мей йоратем шочмо Элем» Музыка А. П. Колесников, Л.Г. Иванов , слова Л. Г. Иванова
Ребята, вы ничего не слышите?
Слышим, это кукушка кукует.
Правильно, это кукует кукушка . Она зовет всех в хоровод.
Игра «Где платочек»
Шире двери открывайте,
Музыкантов в круг пускайте.
Где песня льется,
Там весело живется.
Запевайте песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную.
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких .
Частушки
Теле каймым вучышна
Шор-торыкым кучышна .
Сылне марий мурынам
Ямдылышна пайремлан .
Изигына кайыклан
Сад пакчаште пешак сай
Мемнан гае йочалан
Садикыште пешак сай .
Чодыраштекайык мура
Мотор кечым мокталтен .
Ме муралтен колтена ,
Илышнажым мокталтен .
Мемуренат кертына ,
Ме куштенат кертына .
Мураш , кушташ веле огыл ,
Пашаланат кертына .
Чеверкече ончалеш да,
Чонналанат весела.
Мемнам ончаш толмыланда
Тау лийже тыланда .
Садитесь, ребята. Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и те, ко торые защищали нашу Родину в на ше время, во время Великой О течественной войны.
А вы каких знаете?
Прохоров, Федин, Иванов.
Молодцы!
Честно жить - значит Родине служить. Спасибо всем. А теперь я пойду в свой илем (дом) и всем расскажу, как вы отмечаете «День национального героя» - «Марий талешке кече»
Уходит.
1 ребенок:
Как просторен, как широк,
Край ты мой марийский.
Ты как праздничный цветок,
На земле российской.
2 ребенок:
И тебя, родной мой, люблю , как могу.
И любить тебя, ты знай, я не перестану.
Стихотворение « Шочмо мландем »
1 ребенок:
Шочмо – к ушмо мландем !
Лаштра отем , шем кожлам
Кумда нурем , яндар вудем ,
Кузе тендам мый мондем !
2 ребенок:
Умыр мардеж пуалеш .
Шонымашым пурталеш .
Пенгыде капан патыр-влак
Шочыныт тушман ден пижаш ,
Шочмо элым аралаш !
Элна верчын , эрыкна верч
Коленыт нуно сареш .
Нунын лумышт ок мондалт
Кодеш шемер калык шумеш !
ОНАР (НАР)
Легендарный герой марийской мифологии, в честь которого Марийский край часто называют Земля ОНАРА. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.
В представлении древних мари ОНАРЫ (или НАРЫ) выступают первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. НАРЫ рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Они перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.
В марийских легендах ОНАР предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.
В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его ОНАР. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами ОНАРА.
Сияет радуга всеми цветами, она так красива, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан ОНАР поясом из голубого бисера, а на шапке - серебряные украшения.
За день ОНАР обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы.
У богатыря ОНАРА и шаг был богатырский: раз шагнет - семь верст позади оставит. . В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.
Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась ОНАРУ на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район) …
Был ОНАР охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.
Есть и другой ОНАР. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть ОНАРУ этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX - начале XX веков, созвучны и схожи с преданиями о других марийских богатырях – ЧОТКАРЕ, ЧЕМБУЛАТЕ, КОКШЕ, ВАШПАТЫРЕ …
Фактически, сюжетов связанных с древними НАРАМИ-великанами известно два: в первом ОНАР вытряхивает землю из обуви, отчего образуются горы (холмы), во втором мари выкапывает из земли большой еловый пень. Налетает буря и несет пень по воздуху. Пень попадает в глаз ОНАРУ. Великан трет глаз, пень не выходит. Тогда он идет к своей матери. Та вытаскивает пень из глаза сына и бросает подальше. Пень перелетает через горы и падает возле жилища мари. Человек раскалывает его на дрова и пол зимы топит печку. Мать ОНАРА говорит сыну о том, что если ему попался в глаз выкорчеванный пень, значит, в тех краях живут люди. В поисках человека великан отправляется на берега Волги. Однажды ОНАР видит ползущую букашку о шести ногах, оставляющую за собой полосы взрытой земли. Приглядевшись, он видит мари на сивой лошадке пашущего свое поле. Великан поднимает человека вместе с сохой и лошадью и относит к матери. Та советует ОНАРУ вернуть человека на место, так как именно людям суждено прийти на смену великанам.
В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы.
Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Представить внешность ОНАРА сегодня невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал ОНАР. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора ОНАРА.