Тогда же утверждал, что вся античная история выдумана средневековыми монахами. В XVII-XVIII веках с критикой общепринятой хронологии выступали И. Ньютон , Ж. Гардуэн ( -) и П.Н. Крекшин . В конце XIX века приват-доцент Базельского университета Роберт Балдауф оспаривал традиционную хронологию в своём труде «История и критика» , первый том которого вышел в году. Аналогичные идеи высказывал Эдвин Джонсон .
Н.А. Морозов и его хронологические труды
Фундамент «Новой Хронологии» был заложен Н.А. Морозовым - русским учёным первой половины ХХ века. Именно он написал работы , переосмысливающие хронологию древней истории вплоть до XIII века и подтолкнувшие дальнейшие исследования в этом направлении. Н.А. Морозов первым из учёных применил в исторической науке естественно–научные методы исследования. Поначалу работы Морозова были встречены с интересом. Сам термин «Новая хронология» родился в г. в его дискуссии с историком Н.М. Никольским . Некоторые западные историки, например, Иммануил Великовский , использовали идеи Морозова для обоснования теории «катастрофизма», которая отчасти объясняла факты, указанные Морозовым , но придерживалась средневековой концепции цикличности и «смены царств» . Начиная с середины 1930-х годов закулисными хлопотами традиционных историков интерес к историческим трудам Н.А. Морозова был погашен.
Возрождение интереса к глобальной хронологии
В середине 1960–ых годов математик М.М. Постников попробовал обсуждать хронологические идеи Н.А. Морозова с профессиональными историками, однако успеха в этом предприятии не достиг. Историки, к которым обращался М.М. Постников , не принимали естественно-научные методы как средство, полезное исторической науке.
В начале 1970–х годов проблемами хронологии заинтересовался сотрудник мехмата МГУ Анатолий Тимофеевич Фоменко . Занимаясь задачами небесной механики, он проанализировал непонятный феномен в движении Луны, описанный американским астрофизиком Робертом Ньютоном . Р. Ньютон восстановил движение Луны в прошлом по сведениям об античных солнечных и лунных затмениях и обнаружил, что это движение не согласуется с современными астрономическими моделями. На этом основании Р. Ньютон предположил влияние неизвестных доселе астрономических факторов. Изучив результаты Р. Ньютона , А.Т. Фоменко предположил, что причиной непонятных результатов является ошибочная датировка древних затмений.
Профессор Постников , интересовавшийся вопросами хронологии в 60–ых, рассказал Фоменко о работах Н.А. Морозова , который также указывал на неверную датировку исторических событий. Проблема датировок показалась интересной, и А.Т. Фоменко совместно со своим коллегой А.С. Мищенко организовали спецсеминар по хронологии, на котором результаты Морозова подверглись серьёзному пересмотру. Фоменко согласился с Морозовым в том, что традиционная хронология неверна, но разошелся с ним в оценке того, сколь далеко она ошибочна. М.М. Постников же, в свою очередь, усомнился в этом радикальном пересмотре морозовской теории, и к тому же считал невозможной реконструкцию правильной хронологии без помощи профессиональных историков.
Исследования А.Т. Фоменко
С другой стороны поддержку Новой Хронологии публично высказывали шахматист Г.К. Каспаров (см. о его выступлении в СПбГУП), логик, философ и социолог А.А. Зиновьев (предисловие «A Global Falsification of History» к книге Фоменко «History: Fiction or Science?» ), писатель и политический деятель Э.В. Лимонов («Другая Россия»).
В России возникло несколько «новохронологических» групп , которые со временем перераспределились на кружки по историческим интересам. Среди них продолжают существовать «Хронотрон» , «Империя» К. Люкова , «Криптоистория» , осколки «Проекта Цивилизация» Кеслера –Иванова , новохронологические форумы И. Колосковой , ассоциация «Арт&Факт» и другие. Исследованиями по альтернативной хронологии занимаются и в других частях света: Йордан Табов (Болгария), Евгений Габович (Германия), Уве Топпер (Германия), Ливрага Рицци , Радош Бакич , Ханс–Ульрих Нимиц , Гуннар Хайнзон и многие другие. Их выводы иногда противоречат друг другу и заключениям Новой Хронологии .
Основные положения Новой Хронологии
- Традиционная хронология подложна. Помимо добросовестных ошибок историков, традиционная историческая хронология ошибочна из-за намеренного искажения истории, которое постоянно проводилось по заказу различных религиозных или политических сил. При таких фальсификациях систематически изготавливались якобы древние документы, и уничтожались или исправлялись источники, содержащие нежелательные сведения. Многие из таких фальсификаций были массовыми, согласованными и хорошо организованными, они проводились одновременно в наиболее развитых странах Европы, а потом распространялись по всему миру.
- Реальные события мировой истории изложены в учебниках с многочисленными повторениями. Источники, повествующие об одних и тех же событиях с разных точек зрения традиционными историками нередко принимались за сообщения о различных событиях, датировались разным временем и относились к различным георафическим регионам. В результате этой деятельности в их мировой исторической версии образовались «дубликаты» и «фантомные отражения» реальных исторических периодов. Помещение «дубликатов» в более далёкое прошлое по сравнению с «оригиналами» привело к искусственному удлинению истории человечества и к появлению в ней многочисленных «тёмных веков» и «возрождений» . В расположении традиционно-хронологических «фантомов» обнаружена система, выдающая астрологический способ построения этой шкалы. Новая Хронология утверждает, что все исторические события, относимые в традиционной истории к периоду до XI века, а также значительная часть событий, отнесенных к XI-XV векам, являются дубликатами европейских событий XI-XVII веков нашей эры.
- Традиционная историческая хронология древности в принципе неверна. Её ошибочность вызвана двумя основными причинами: неверной датировкой письменных источников и неудовлетворительными методами создателей хронологической шкалы. Причины ошибок традиционной хронологии многочисленны - ведь глобальное летосчисление установилось лишь с конца XV века, а до этого хронисты использовали только относительные хронологии. В результате почти все старые письменные источники в традиционной истории датированы неверно. История человечества становится достоверной лишь с XVIII века новой эры. С этого времени сохранились прямые исторические свидетельства, достаточно полные и многочисленные для детального восстановления истории. Существенно менее достоверна история XI-XVII веков; письменные источники этого периода малочислены и нуждаются в тщательном исследовании подлинности и содержания, допускающего различные интерпретации. Об истории человечества ранее XI века можно говорить лишь условно, так как никаких письменных свидетельств ранее XI века не существует, а археологические находки пока не могут быть точно датированы и истолкованы. Письменность возникла и достигла сколько-нибудь заметного распространения незадолго до изобретения книгопечатания, поэтому более старых письменных источников существовать не может.
- Неевропейские цивилизации гораздо моложе, чем утверждает традиционная хронология. Хроники стран, отдалённых от центра христианской цивилизации (Древняя Япония , Древний Китай , Древняя Индия), относятся не к ним, а искажённо пересказывают исторические сочинения, завезённые туда европейскими миссионерами в XVI-XVII вв. Собственная же история этих государств исчисляется несколькими сотнями лет.
Аргументы Новой Хронологии
К настоящему времени материалы по Новой Хронологии составляют десятки тысяч страниц, заполняющих сотни томов. Наиболее плодовитые авторы в этой теме - Морозов Н.А. , Фоменко А.Т. , Носовский Г.В. . Новая Хронология их трудами стала целостной научной теорией , со своими методами, разработками и выводами, в значительной мере отличающимися от продукта традиционных историков .
Методы Новой Хронологии
Методы НХ являются логическим развитием идей Н.А. Морозова и заключаются в следующем:
- математико-статистический метод локальных максимумов функции объемов исторических текстов для выяснения их зависимости;
- математико-статистический метод обнаружения разладки для нахождения однородных фрагментов исторических хроник;
- математико-статистический метод упорядочивания текстов на основе принципа затухания частот для нахождения хронологически правильного порядка отдельных фрагментов текста и обнаружения в нём дубликатов на основе анализа, например, совокупности собственных имён, упомянутых в тексте;
- математико-статистический метод авторских инвариантов для установления авторства, уточняющий метод Н.А. Морозова ;
- математико-статистический метод распознавания и датирования династий правителей и обнаружения дубликатов , усовершенствовавший статистический метод Н.А. Морозова ;
- математико-статистический метод анкет-кодов для обнаружения дубликатов;
- аналитический метод упорядочивания и датировки географических карт ;
- метод непредвзятого астрономического датирования , развивающий и уточняющий астрономический метод Н.А. Морозова ;
Применение этих методов позволило обнаружить полную систему хронологических сдвигов в ТХ . Особенно впечатляющие результаты были получены в отношении Библейской, «Древне»-Египетской, Римской и Русской истории.
Статистический анализ текстов
Как сказано выше, математико-статистические методы исследования исторических текстов были заложены в работах Н.А. Морозова в начале ХХ века, но в трудах А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского они приобрели логическую полноту и относительную завершённость. Надо учитывать, что во времена, когда жил Н.А. Морозов , ещё не существовало инструментов для проведения значительных вычислений, необходимых для решения хронологических проблем статистическими средствами, а сама статистическая наука находилась в стадии становления, и поэтому результаты Н.А. Морозова имели скорее предварительный характер, указывая на возможные направления исследований. С появлением компьютеров и с углублением математической статистики, как науки, эти идеи смогли быть реализованы на практике. Статистические результаты А.Т. Фоменко , лежащие в основе Новой Хронологии, публиковались в академических журналах и монографиях, докладывались на международных, всесоюзных и всероссийских математических конференциях, на научных семинарах в Математическом институте им. Стеклова . Суть их заключается в следующем:
- Выводы Новой Хронологии опираются на статистические методы сравнения нарративных текстов (т. е. - текстов повествовательных), которые описывают длительные периоды истории. Эти методы не имеют ничего общего с поиском совпадений между отдельными текстами и биографиями «на глазок», как считают критики НХ из рядов гуманитариев, не понимающие принципов статистической науки, а основываются на формальной статистической обработке числового материала извлечённого тем или иным способом из написанного текста. Построенные методы позволяют с высокой степенью достоверности определять, дублирует ли описание последовательности событий в одном тексте, описание событий, излагаемых в другом. Кроме того, они позволяют изучать однородность текста и проблему его авторства.
- Персонажи исторических сочинений, традиционно относимые к разным временам, могут быть отражениями друг друга. Статистические методы НХ позволяют сравнивать тексты, написанные на разных языках, а также тексты, в которых имена героев не совпадают, и обнаруживать их зависимость. Метод работает и в том случае, если тексты имеют пропуски и ошибки. Эта теория выдержала проверку на историческом материале, достоверность которого несомненна.
- Статистические методы доказывают, что все якобы древние тексты на самом деле пересказывают летописи Нового Времени. Например, книги Ветхого завета описывает события XIV-XVII вв., а хроники Китая являются переводами на местный язык европейских хроник.
- Весь современный «учебник истории», составлен из нескольких экземпляров одинаковых хроник. Чтобы получить скалигеровскую историю, надо взять реальные исторические события XIV-XVII веков н.э. и сдвинуть их в прошлое на 337, 715, 1053 и 1800 лет, а затем затем объединить в общее сплошное повествование.
Астрономическое датирование
- Анализ астрономических данных используется в качестве независимого метода датирования артефактов. Изображения и описания звёздного неба нередко встречаются на древних предметах и в книгах, что позволяет датировать их с определённой точностью. Непредвзятые расчёты новохронологов доказывают, что исторические констелляции не столь древние, как предполагалось прежде. Исторически первым было новохронологическое исследование «Апокалипсиса » , приписываемого Иоанну Богослову . Н.А. Морозов во время шлиссельбургского заключения открыл, что текст этой новозаветной книги содержит средневековое астрологическое описание звёздного неба. После освобождения он опубликовал своё открытие в книге «Откровение в грозе и буре» года, а потом развил свои рассуждения в первом томе «Христос. Небесные вехи земной истории человечества» . Анализ положения планет гороскопа Апокалипсиса давал всего четыре временных решения, ни одно из которых не подтверждало традиционно историческую версию написания этой книги: , , и годы н.э. Расчёты Н.А. Морозова проверил А.Т. Фоменко в первом томе книги «Новая хронология Греции. Античность в средневековье» года. И выяснил, что вполне удовлетворительными являются три решения: , и годы н.э.
- Не менее важными являются исследования многочисленных «древне»–египетских Зодиаков. Эта работа также была начата Н.А. Морозовым , и продолжена А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским в книге «Новая хронология Египта» года и в последующих книгах на эту тему. Оказалось, что все египетские зодиаки имеют возраст не старше 1 тысячи лет. Примеры датировки старинных египетских зодиаков по НХ:
1. Длинный Дендерский Зодиак : 22–26 апреля 1168 года н.э. 2. Круглый Дендерский Зодиак : 20 марта 1185 года н.э. 3. Верхний Атрибский Зодиак : 15–16 мая 1230 года н.э. 4. Нижний Атрибский Зодиак : 9–10 февраля 1268 года н.э. 5. Зодиак из большого храма в Эсне : 31 марта – 3 апреля 1394 года н.э. 6. Зодиак из малого храма на северной окраине Эсны : 6–8 мая 1404 года н.э. 7. Фивский цветной Зодиак из египетской «Долине царей» и воспроизведенный в наполеоновском египетском альбоме: 5–8 сентября 1182 года н.э. 8. Фивский Зодиак Бругша содержит сразу три гороскопа, каждый из которых дает современную дату:
- Гороскоп «без посохов» : 6–7 октября 1841 года н.э.
- Гороскоп «в лодках» : 15 февраля 1853 года н.э.
- Гороскоп демотических приписок : 18 ноября 1861 года н.э.
- 5 августа 1227 года н.э. - для зодиака из внешней комнаты, 24–25 марта 1240 года н.э. - для зодиака из внутренней комнаты.
- 10 августа 1430 года н.э. - для внешнего, 17 апреля 1477 года н.э. - для зодиака внутреннего.
- 2 августа 1667 года н.э. - для внешнего, 2 апреля 1714 года н.э. - для внутреннего.
- Важным источником астрономических данных древности является звёздный каталог «Альмагест» - научный свод, приписываемый Птолемею . Он состоит из двух частей - теоретической (изложение якобы «системы Птолемея») и наблюдательной (каталог более тысячи звёзд). По мнению традиционных историков , Птолемей создал «Альмагест» около II в. н.э., но Н.А. Морозов доказывал, что каталог был создан в конце XV в. н.э. Согласно расчётам Калашникова В.В. , Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. , измерения координат звёзд каталога были произведены в интервале от 600 до 1300 года н.э. (небольшая точность каталога не позволяет установить эту дату увереннее). Теоретическая часть каталога исправлялась в посткоперниковское время в середине XVII в. и излагает не «систему Птолемея», а «систему Тихо Браге», согласованную как с астрономическими реалиями, так и с католическими догматами (эту работу проделал иезуит Дж.-Б. Риччиоли в г.).
- Ещё Н.А. Морозов заметил, что при датировке древних затмений традиционными историками допускались значительные подгонки к желаемому результату для подтверждения дат, утверждённых богословами, использовались недостаточно описанные затмения (без указания на дату, время, место наблюдения, фазу затмения), из–за чего астрономически допустимые варианты таких затмений можно было найти практически в любом веке. Новохронологи перепроверили сообщения о тех древних затмениях, которые описаны достаточно подробно, и получили гораздо более поздние даты, чем считалось ранее. Например, три затмения из «Истории» Фукидида , датируют Пелопонесскую войну XI–XII вв. н.э. а не V в до н.э., как считалось в скалигеровской хронологии, а два затмения из «Истории» Тита Ливия датируются Х веком н.э., вместо традиционно принятого II века до н.э.
- Несмотря на обилие несоответствий между астрономической и традиционной датировкой, астрономическая информация, приведенная в летописях, часто приблизительно соответствует скалигеровской хронологии. Это объясняется поздней (относящейся к XVII в., а иногда и ХХ в.) редакцией «древних» источников при их критическом переиздании, и подгонкой астрономических указаний под уже закреплённые в скалигеровской хронологии даты.
Непрерывность накопления научного знания
В традиционной истории описан хаотический процесс накопления научных знаний: сначала в античные времена наука и культура достигла высокого уровня; затем, в период «Тёмных Веков» эти знания были почти полностью забыты; однако, в эпоху Возрождения научные знания античности, её история, язык и литература были восстановлены из небытия с поразительной быстротой и полнотой. Наука вернулась к «классической» латыни, забытой средневековыми схоластами, архитектура и живопись - к «подражаниям античности», и так далее. При этом считается, что хранителями и переписчиками античных языческих трудов в течение тысячи лет забвения были христианские монахи, иудейские и исламские начётники, несмотря на то, что оргиастическая культура многобожия была неприемлема для них в силу религиозных запретов. Такая картина развития цивилизации в Новой Хронологии считается невозможной.
- Всемирная деградация науки, культуры и технологии, которая приписана в скалигеровской версии истории периоду раннего Средневековья, может быть возможна только в случае грандиозного катаклизма, после которого человечество прекратило бы своё существование. Поскольку следов таковой катастрофы не наблюдается, то «Тёмные Века» традиционной истории вымышлены, в действительности же Средневековье - это начальный период земной цивилизации, а «античные» работы были созданы в позднем Средневековье и в начале Возрождения . Средневековые работы, которые считаются подражанием «античным образцам», были созданы раньше, чем предполагаемые образцы. Произведения, созданные за два-три века до эпохи Скалигера, были неверно отнесены к гораздо более далёкому прошлому, а неизвестность в раннем Средневековье объяснили их «потерей» на целое тысячелетие.
- Достоверный опыт развития науки показывает, что поддержание научных знаний возможно только при сохранности научной школы и традиции, которая способствует передаче знаний от поколения к поколению. Труды же, содержащие «потерянные» научные знания, обычно воспринимаются только тогда, когда наука открывает их заново, причем вновь открытые знания не заменяют существующую систему знаний, а встраиваются в нее. По утверждению традиционной хронологии, научной школы в период средневековья не существовало, а если так, то невозможно представить, что знания были восстановлены в результате прочтения древних текстов, сам язык которых был уже непонятен.
- Античные труды не могли оставаться в сохранности в течение тысячелетия, не будучи востребованными человечеством,- такого испытания временем не выдерживают те хрупкие носители, которыми располагало человечество древности. В настоящее время известно очень немного подлинных документов всего пятисотлетней давности, а о тысячелетних трудах говорить не приходится, они известны только в позднейших копиях, соответствие которых подлинникам проверить уже невозможно - и это при гораздо более благоприятных условиях для их сохранности по сравнению со средневековьем.
- Человеческая цивилизация совершает монотонную эволюцию в сторону ускоренного накопления общекультурного багажа, развиваясь и усложняясь с течением времени. Эта гипотеза «Непрерывной преемственности человеческой культуры» впервые была сформулирована и обоснована Н.А. Морозовым , и она подтверждается наблюдением за достоверно известными периодами истории (начиная с XV в. н.э.). Именно такая картина получается при реконструкции мировой истории, построенной на основе Новой Хронологии.
Новая история религий
Новая Хронология рисует иную, по сравнению с традиционной, картину развития мировых религий. Она даёт иные датировки священных событий и взаимоотношения между различными культами.
А.Т. Фоменко «Голгофа»
В традиционной истории считается, что иудаизм, индуизм, буддизм, античное язычество появились задолго до христианства и развивались относительно независимо между собой, а христианство позднее заимствовало у них некоторые мифы и обряды. Это мнение базируется на значительной схожести культов и на скалигеровской хронологии их происхождения.
Новая Хронология предлагает другое объяснение схожести религий: исторически первой мировой религией было доиисусовское христианство (в терминологии Н.А. Морозова - «ааронство»), впоследствии (примерно в XII-XIII в. н.э.) породившее родовое и апостольское христианское православие и, как отрицательную реакцию на него, - современный иудаизм. Борьба с православием «Империи» привела к оформлению католицизма и протестантизма разных толков и ислама, а миссионерская деятельность христиан на границах ойкумены - к появлению индуизма, буддизма, вудуизма, как синтеза христианства с шаманскими культами в местных социальных условиях.
Не затрагивая догматические вопросы религиозных учений и не опровергая сакральные их основы, Новая Хронология подвергает научному сомнению религиозные предания и традиции, что для всякой религии явление более болезненное, чем даже сомнения в догматах. Ведь под вопрос ставится возможность сохранения памяти о времени священных событий, и если даже это оказалось неисполнимым, - то с какой достоверностью сохранилась память об их содержании? Понимая всё это, руководители всех конфессий демонстративно не замечают существование Новой Хронологии и её выводов, но на неофициальном уровне предают её осуждению. Такие негласные осуждения уже следовали от функционеров Московской патриархии и иудаизма. В связи с этим, не является корректным утверждение о том, что Новая Хронология не оспаривает ни одной из религий и может с ними сосуществовать в единой мировоззренческой связи. Надо отметить, что противоречие между Новой Хронологией и любыми религиями - это частный случай антогонизма между рационально-научным мировоззрением и иррационально-догматическим.
Критика традиционных методов датирования
Новохронологи не признают непредвзятость, достоверность и научную добросовестность физических методов датирования, применяемых традиционными историками для обоснования конструкций, заложенных задолго до каких-либо попыток использования естественно-научных методов:
- Содержание и критика традиционных дендрохронологических методов
- Содержание и критика радиоуглеродного метода датирования
Они также возражают тому мнению, что скалигеровская хроно-шкала имеет документальное историческое подтверждение, по следующим причинам:
- Традиционная хронология была в целом сформирована в XVII веке И. Скалигером , С. Кальвизием , Д. Петавиусом и их эпигонами с использованием общепринятых тогда астрологических и нумерологических методов, и с тех пор не подвергалась серьёзной проверке
- При составлении глобальной хронологической шкалы историки XVII в. совершенно не учитывали данные из хозяйственных документов, по которым можно было бы проверить их предположения
- Принятые в истории и археологии методы датирования артефактов, (например, палеография), не могут быть использованы для независимой проверки традиционной хронологии , так как сравнивают новонайденные образцы с теми, которые датированы ранее по малообоснованным соображениям. И таким образом возникает порочный круг рассуждений, в котором критерием правильности традиционной хронологии являются её же собственные предположения. При этом вспомогательные методы датирования используются избирательно и тенденциозно
- Многие, якобы древние памятники литературы и материальной культуры созданы в новейшее время по политическому или религиозному заказу, или же на продажу коллекционерам древностей, либо модифицированы в соответствии со сложившимися представлениями. При этом критерием подлинности является соответствие их общепринятой исторической модели. «Древние» исторические источники не выдерживают серьёзной проверки, но все же историки продолжают доверять им по принятой среди них традиции, игнорируя всякие свидетельства обратного
Новохронологическая реконструкция всемирной истории
На основании Новой Хронологии выстраивается совершенно иная версия мировой истории, существенно отличающаяся от истории традиционной . Первые попытки «реконструкции», то есть - восстановления правильной истории, были предприняты Н.А. Морозовым в его многотомнике «Христос» . Но он осмелился пересмотреть историю только до IV в. н.э., а для более радикального пересмотра исторических представлений («апперцепций», в терминологии Н.А. Морозова ) в ту пору не хватало научных оснований. Фоменко А.Т. и Носовский Г.В. уже достаточно вооружены для того, чтобы сделать ревизию мировой истории до XV в. включительно.
Новохронологическая история мира - это насыщенная версия исторических событий, в которой отсутствуют многочисленные «тёмные века» и возрождения версии И. Скалигера . Многие известные события в Новой Хронологии имеют другое значение и смысл. «Древние» ученые, писатели, исторические деятели действительно жили, но не в то время и не в том месте, как считалось ранее. Многие из них известны под разными именами, этим разным именам в традиционной истории приписаны и разные деяния. Например, Иван Калита известен и под именем Батый ; маршал Жиль де Ре - как библейский Самсон ; Иисус Христос - как египетский бог Осирис , завоеватель Иисус Навин , библейский царь Давид , учитель Церкви Св. Отец Василий Великий , римский император Юлиан Отступник , папа Григорий VII Гильдебранд , византийский император Андроник I Комнин . Классические ученые, писатели, которые традиционно считаются разделенными множеством веков, на самом деле были современниками - так, первохристианские богословы спорили не с последователями давно умерших античных философов, а с этими философами, известными под другими именами.
Новая Хронология согласует историю с древними преданиями, например, о том, что Русь крестил апостол Андрей , о наличии в гробницах египетских фараонов христианских символов, и таким образом становится ясным происхождение и истинное значение многих мифов. Находит объяснение и тот важный для человечества факт, что в Новое Время ускорился темп развития цивилизации , в то время как в древние времена, якобы, уровень развития науки и техники тысячелетиями оставался неизменным, а то и снижался. Согласно Новой Хронологии и морозовскому принципу «непрерывной преемственности человеческой культуры» , развитие человеческого общества в мировом масштабе идёт с ускорением и накоплением цивилизационного багажа.
Верификация Новой Хронологии
Новохронологи считают, что эта теория даже в настоящем, незавершённом своём состоянии, применима для исследования исторической динамики. С её помощью можно осуществлять прогнозирование общественно–исторических процессов. Таким образом можно пытаться предвидеть исторические перспективы. Некоторые из них следовали уже из морозовского «принципа непрерывной преемственности человеческой культуры» , который отвергает хилиастические прогнозы противников технического прогресса. Из теории НХ следуют и обнадёживающие геополитические выводы в отношении России и стран «третьего мира».
Аргументы критиков Новой Хронологии
Методологические аргументы против Новой Хронологии, как будто заимствованы из Средневековья и воскрешают споры 400-летней давности между Галилеем и его критиками:
«Прежде чем обсуждать доказательства Галилея, необходимо, пожалуй, доказать, насколько далеки от истины все те, кто желает доказывать факты, связанные с природой, средствами математических рассуждений, - если я не ошибаюсь, Галилей принадлежит именно к ним. Все науки и все искусства основаны на собственных принципах, у них есть свои причины избирать средства для доказательства тех или иных особых качеств предмета их изучения. Следовательно, нам нельзя применять принципы одной науки для доказательства свойств другой. Поэтому всякий, кто полагает, будто может доказывать свойства природных явлений математическими средствами, попросту безумен, ведь это совсем разные науки. Естествоиспытатель изучает природные тела, которые обладают движением в своём естественном, обычном состоянии, а математик отрешён от всякого движения». (учёный оппонент Галилея , перипатетик, пизанский профессор философии Винченцо ди Грациа , )Эти псевдоучёные умствования можно прокомментировать словами самого Галилея :
«Глупцы в тот момент, когда оспариваешь одну их глупость, выдвигают другую, ещё большую.» (Г. Галилей , письма против мракобесия)Подобно всякой революционной научной теории, Новая Хронология вызвала расслоение научного сообщества. Она подверглась осуждению со стороны некоторых известных учёных, например,- академиков
Реконструкция истории. Фильм 12
Современная историческая наука трещит по швам. Ученые - математики, создавшие новые математические методы исследования исторических документов не оставили камня на камне от общепринятой хронологии исторических событий. А ведь хронология лежит в основе истории, являясь ее "позвоночным столбом". Изменение хронологии автоматически приводит к необходимости пересмотреть все события мировой истории. Оказывается, что многих известных нам по книгам и кино властителей и даже событий древнего мира не существовало вовсе, что они являются фантомами, отображением более поздних средневековых правителей и событий. Реконструкция истории, проведенная учеными на основании новой хронологии мира, устраняет большое количество тайн и загадок в прошлом человечества, находит простые и логические объяснения тем историческим событиям, о которых историки спорят уже cellpadding="0" style="border-collapse: collapse; border: medium none" width="1127">
«Фальсификация письменной истории». Фильм 13.
Фильм посвящен фальсификации письменной истории. Он расскажет о массовом уничтожении и фальсификации письменных документов в XVI-XVIII веках. О том, что с давнихвремен люди понимали, как важно знать историю своего народа и сохранять ее для потомков, потому что именно история помогает человеку осознавать свою принадлежность к той или иной нации и культуре. Но на протяжении веков у истории была и другая задача - в любом государстве она стояла на страже политических интересов его правителей, а значит, была в значительной мере субъективна. Несмотря на то, что сегодня есть достаточно примеров искажения мировой истории, многие по-прежнему убеждены, что подделать историю в мировом масштабе невозможно. Причина в общепринятой исторической версии Скалигера-Петавиуса, на которой воспитан каждый из нас. Посмотрев этот фильм, зрители узнают не только о малоизвестных фактах подделки исторических документов, но и о том, что очень часто фальсификация истории бывает не только возможна, но и неизбежна.
«Поделки и подделки». Фильм 14.
Фильм о фальшивых предметах искусства и материальной культуры, количество которых настолько велико, что никто не может быть уверен в подлинности сделанного приобретения: ни турист, купивший якобы «древний» египетский папирус, ни коллекционер, нашедший раритет в антикварном магазине, ни искусствовед, приобретший для музея экспонат, прошедший множество экспертиз. К сожалению, сегодня в мире существует множество подделок антиквариата, предметов искусства, старины и материальной культуры. Подделки попадают не только в частные коллекции, но и в залы авторитетнейших музеев мира, они могут оказаться и в лавке торговца араба, и на аукционе «Сотбис». Среди фальсификата встречаются не только картины, скульптуры и предметы религиозных культов, но даже архитектурные сооружения, например, храмы. Когда-то большинство таких подделок было создано, чтобы служить обоснованием и подтверждением исторической версии Скалигера-Петавиуса, поэтому по сей день они мешают нам формировать правильное представление об истории человечества.
«Три великие фальшивки». Фильм 15.
Легендарные археологические памятники или великие фальшивки? Фильм адресован и заядлым туристам, и тем, кто только собирается отправиться в дальние края. В какую бы страну мы не приехали, нас повсюду окружает история. У любого сооружения, любого предмета, сохранившегося до наших дней, есть своя историческая ценность. И чем древнее эти предметы, тем сильнее они притягивают внимание людей. Поэтому знакомство с историей – процесс очень увлекательный. Однако сегодня хорошо известно, что среди так называемых древностей встречается много подделок. Многие думают, что поддельными могут оказаться монеты, скульптуры, документы. Но не все знают, что подделки есть и среди археологических памятников. Некоторые из них даже объявлены всемирным историческим наследием. Потому что чем грандиознее подделка, тем легче убедить людей в ее подлинности. Этот фильм расскажет о том, кто, когда и зачем на самом деле построил три легендарных археологических памятника: Гробницу Тутанхамона, легендарную Трою и Великую китайскую стену.
«Иван Грозный». Фильм 16.
Эпоха Ивана Грозного – это время расцвета русской империи, торжества русского оружия и Православной веры. В эту эпоху Русь достигла своего наивысшего развития, а великий русский царь Иван Грозный стал для народа символом борьбы с внешними и внутренними врагами. Однако более двухсот лет нам навязывают совсем иной образ Грозного. В учебниках и романах, на картинах и киноэкранах он предстает как патологически жестокий и психически больной тиран. Этот фильм поможет разобраться зрителю, кто и зачем придумал именно такой образ Грозного и кем был Иван IV на самом деле – кровавым чудовищем или великим самодержцем, который привел Русь на вершину ее могущества. А также, кто скрывается под именем Ивана IV Грозного.
«Смута». Фильм 17.
Каковы реальные причины и следствия Смуты на Руси? Из общепринятой версии русской истории известно, что Смута на Руси началась в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича, у которого, как принято считать, не было детей. Отсутствие прямого наследника и стало причиной многолетней Смуты на Руси. Но существует и другая версия тех далеких событий, которая принадлежит авторам «Новой Хронологии» Анатолию Фоменко и Глебу Носовскому. Они полагают, что Смута началась еще в эпоху Ивана Грозного, когда власть в стране временно оказалась в руках клана Захарьиных-Романовых. После своего временного поражения, Романовы продолжили борьбу за власть, и в 1613 году на русский престол все-таки взошел первый Романов. А двух последних правителей рода Рюриков - Бориса Годунова и Лжедмитрия - Романовы объявили самозванцами и свалили на них все беды и преступления, творившиеся в России во времена так называемой Великой Смуты. Этот фильм расскажет о подлинных документах и свидетельствах, которые опровергают версию романовских историков.
«Первые Романовы». Фильм 18.
Фильм расскажет о смене правящих династий и ее пагубном влиянии на архитектурное наследие страны. Как известно, архитектурные памятники хранят в себе немалую информацию о той эпохе, которой они принадлежат. Иногда убранства дворцов и храмов могут рассказать о времени их создания больше, чем летописи и государственные документы. Этот фильм расскажет о русских архитектурных сооружениях XV-XVII веков, в которых была заключена подлинная история старой империи Рюриков. С приходом к власти новой династии Романовых участь многих из этих памятников была решена. После уничтожения своих политических противников новые правители Руси взялись за уничтожение истории и древней культуры русского народа. По стране прокатилась волна погромов, в результате которых большинство памятников истории «доромановской» эпохи было утрачено безвозвратно.
«Как писали русскую историю». Фильм 19.
Фильм о том, как писали русскую историю. У каждой страны есть так называемая официальная история. Есть она и у России. Общепринятую версию русской истории начали сочинять в начале XVII века после восшествия на престол первых Романовых. А в XVIII веке эта работа была поставлена на научную основу. Описанием прошлого России занимались и русские историки, и иностранные. У каждого из них было свое отношение и к России, и к ее истории. Каждый давал свою оценку российскому государству и его правителям. Поэтому, читая и сравнивая работы разных авторов, понимаешь, что это не подлинное прошлое России, а лишь разные исторические версии. И в итоге наше знание и понимание русской истории зависит от того, каких авторов мы читаем. А точнее, каких авторов нас принуждают читать с самого детства. Этот фильм расскажет о тех, кто сочинял официальную версию российской истории, и о тех, кто внедрял ее в сознание русского народа.
«Радзивиловская летопись. Призвание варягов». Фильм 20.
Радзивиловская летопись: подлог или оригинал? Каждый, кто знаком с российской историей, знает о существовании Радзивиловской летописи. Известно, что в состав этого древнего литературного памятника входит «Повесть временных лет», в которой описано норманнское происхождение первых русских князей. Много лет мы были вынуждены принимать эту версию на веру, так как полного издания Радзивиловской летописи не существовало, но в конце XX века летопись была наконец-то издана. Когда исследователи стали изучать это издание, они обнаружили, что в Радзивиловской летописи есть явные следы подлога. Авторы фильма решили проверить результаты исследований российских ученых и провели собственное расследование, подробно изучив подлинник Радзивиловской летописи. О результатах расследования расскажет этот фильм.
«Реформация или распад Империи». Фильм 21.
Фильм даст ответы на вопросы о существовании мировой империи, о том, что же произошло в действительности: реформация или распад империи. В XVI-XVII веках, во времена создания традиционной версии истории, ученые-историки придумали много империй, якобы существовавших в прошлом. Однако многочисленные исследования говорят, что в действительности за всю историю человечества существовала только одна мировая империя - Русско-Ордынская. Сторонники традиционной исторической школы возражают: если бы такая империя действительно существовала, то ее падение было бы глобальным событием своего времени, которое просто не могло не сохраниться на страницах хроник, но о таком событии ни русские, ни европейские документы якобсамом деле это не так. В истории крушение русско-ордынской империи описано очень подробно, только известно оно под другим названием – европейская Реформация.
«Солдаты Империи. Катары. Разин. Пугачев». Фильм 22.
Фильм расскажет о результатах событий, происходивших в Европе в XVI-XVII веках во времена распада мировой империи. После череды войн и мятежей, вошедших в историю как Реформация, на территории Русско-Ордынской империи появилось множество новых независимых государств. Однако подлинную картину этих событий историки скалигеровской школы или неверно трактовали, или умышленно скрыли от последующих поколений. И яркий тому пример - разгром катаров в Западной Европе и войны Романовых со Степаном Разиным, а затем с Емельяном Пугачевым в России. И движение катаров, и восстание Разина и Пугачева были широкомасштабной войной преданных солдат Империи против мятежников-реформаторов, захвативших престолы во всех странах Европы.
«Этруски – это русские». Фильм 23.
Этруски – это русские? В фильме ученые раскрывают тайну древних этрусков. Каждый, кто интересуется историей, знает, что в мире до сих пор существует много нерешенных исторических и хронологических загадок. Одна из них – загадка древних этрусков. Считается, что этот народ появился в Италии в VII веке до нашей эры, то есть еще до основания Рима. Потом он загадочным образом исчез, оставив после себя многочисленные памятники, покрытые непонятными письменами, которые ученые до сих пор не могут расшифровать, поэтому широкое распространение получило выражение «этрусское не читается». Но почему они в этом так уверены? Возможно, что эти древние надписи хранят какую-то тайну, которая сильно смущает и даже пугает историков. В фильме принимают участие российские и итальянские ученые, которые высказывают разные точки зрения на культуру и происхождение этрусков.
«Римские древности. Крушение мифа». Фильм 24.
Этот фильм - крушение мифа о Римских древностях. Он посвящен нескольким сенсационным открытиям, сделанным российскими и итальянскими учеными. Кто из нас в детстве не зачитывался легендами и мифами древнего мира? И это были не просто занимательные истории для внеклассного чтения. Легендарное прошлое Древней Греции и Древнего Рима занимает немало страниц в школьных учебниках истории. Ведь, начиная с XVIII века, знание так называемой античной истории стало мерилом образованности человека. Поэтому уже не одно столетие школьники заучивают имена римских богов и императоров, даты великих римских сражений и годы постройки грандиозных сооружений, мечтая увидеть Римский форум, Колизей, колонну Траяна и капитолийскую волчицу. Однако результаты современных исследований античных памятников нередко полностью разрушают миф о необычайной древности и самих памятников, и всей истории Древнего Рима.
Историк А.В. Пыжиков попытался дать отлуп лидерам т.н. новой хронологии Фоменко и Носовскому, начав с их методологии, которую назвал методом кувалды.
Получилось иронично и весело. Хотя то, что те делают с историей совсем не смешно и лично мне напоминает историю с пушкинским Сальери, который сначала музыку разъял как труп и поверил алгеброй гармонию, но закончил банальным отравлением.
Хотя как по мне свой метод эти господа описывают несколько иначе.
Со своей стороны отмечу, что хронология – это вспомогательная наука, которая занимается несколькими вещами. Во-первых, она определяет, когда произошло то или иное событие. Во-вторых, следит за последовательностью и положением происшествий на линейной шкале лет. Она делится на несколько отделов – астрономическая, геологическая и историческая хронология. Каждый из этих отделов имеет свой комплекс методов датировки и исследования. К ним относятся соотношения календарей разных культур, радиоуглеродный анализ, термолюминесцентный метод, гидратация стекла, стратиграфия, дендрохронология и прочие.
Что же решили в ней Фоменко с Носовским поменять? И откуда вообще взялась их теория?
В целом, теория, авторами которой являются Фоменко, Носовский ("Новая Хронология"), базируется на исследованиях и расчетах Н. А. Морозова. Последний, находясь в заточении в Санкт-Петербурге, сделал расчет положения звезд, упоминавшихся в Апокалипсисе. По его данным выходило, что эта книга написана в четвертом веке нашей эры. Ничуть не смутившись, он заявил о фальсификациях во всемирной истории. -
Авторы "Новой Хронологии" предшественниками Морозова считают иезуита Гардуэна и физика Исаака Ньютона, которые тоже пытались переосмыслить и перерассчитать хронологию человечества. Первый, базируясь на филологических знаниях, пытался доказать, что вся античная литература была написана в эпоху Средневековья. Ньютон же озаботился древней историей. Он пересчитывал годы правления фараонов по списку Манефона. Судя по итогам его исследований, всемирная история сократилась более чем на три тысячелетия.
Как утверждает Фоменко, "Новая Хронология" отличается от традиционной тем, что она очищена от фальсификаций и ошибок. Основные ее положения содержат всего пять постулатов. Во-первых, более-менее достоверными можно считать письменные источники только позднее восемнадцатого века. До этого, начиная с одиннадцатого столетия, к произведениям нужно относиться с опаской. А до десятого века люди вообще не умели писать.
Все данные археологии можно трактовать так, как хочется исследователю, поэтому явной исторической ценности они не несут. Во-вторых, европейское летоисчисление появилось лишь в пятнадцатом веке. До этого у каждого народа был свой календарь и точка начала отсчета. От сотворения мира, от потопа, от рождения или восхождения на престол какого-то правителя… Из этого тезиса вырастает данное утверждение. В-третьих, исторические сведения на страницах летописей, трактатов и прочих произведений безбожно дублируют друг друга. Таким образом, хронология Носовского утверждает, что большинство событий древней истории произошли в раннем средневековье или позже. Но из-за несоответствия календарей и точек отсчета, при переводе, информация правильно не обрабатывалась и история удревнялась. Традиционная хронология ошибается в возрасте восточных цивилизаций и точке отсчета истории человечества. Судя по предыдущему постулату, Китай и Индия могут насчитывать не более тысячи лет хронологии. Последнее положение заключается в человеческом факторе и стремлении правительства узаконить себя. Как говорит Фоменко, хронология пишется каждой властью под себя, а старые данные стираются или уничтожаются. Поэтому невозможно полностью разобраться в истории. Единственно, на что можно опираться, это на «случайно сохранившиеся или упущенные фрагменты». Сюда относятся карты, страницы разных летописей и прочие документы, подтверждающие теорию.
Главным источником, на котором базируются доказательства, является «Альмагест». Это трактат, который составил александриец Клавдий Птолемей в середине второго века нашей эры. Но Фоменко, после изучения документа, датирует его на четыреста лет позже, то есть минимум шестым веком. Примечательно, что для доказательства теории из «Альмагеста» были взяты всего восемь звезд (хотя в документе зафиксировано более тысячи). Только эти объявлялись «правильными», остальные – «подделанными». Главным доказательством теории с точки зрения затмений выступает сочинение Ливия о Пелопонесской войне. Там указаны три явления: два солнечных и одно лунное затмение. Загвоздка в том, что Тит Ливий пишет о событиях на всем полуострове и сообщает, что «днем были видны звезды». То есть затмение было полным. Судя по другим источникам, в Афинах в это время наблюдали неполное затмение. Опираясь на эту неточность, Фоменко доказывает, что полное соответствие с данными Ливия было лишь в одиннадцатом веке нашей эры. Благодаря этому, он переносит автоматически всю античную историю на полтора тысячелетия вперед. Несмотря на то что основная часть данных о созвездиях совпадает с «традиционной» историей, на которой базируется мировая хронология, они не считаются правильными. Все подобные источники объявлены «подправленными» в Средние века.
Множество ученых не согласны с постулатами, которые выдвигает "Новая хронология". Что такое, например, «отбросить неправильные научные теории»? Получается, что только Фоменко, исходя из записок Морозова, владеет «истинными» знаниями. Фактически, есть три момента, которые очень смущают любого здравомыслящего человека.
Во-первых, опровергая традиционную хронологию, группа Фоменко тем самым вычеркивает вообще все науки, которые косвенно подтверждают академические данные. То есть филологи, археологи, нумизматы, геологи, антропологи и прочие специалисты совершенно ни в чем не разбираются, а просто выстраивают свои гипотезы, исходя из ошибочных доводов.
Второй проблемой является явная несостыковка во многих местах. Речь идет об одной эпохе, для подтверждения приводится карта неба совершенно другого периода. Таким образом, все факты подгоняются в нужные рамки. Сюда же относятся несовпадения якобы «повторяющихся» исторических личностей. Для примера, Соломон и Цезарь – это один и тот же человек, как утверждает "Новая Хронология". Что такое сорок лет правления первого против четырех второго для неспециалиста? Не совпадает? Значит, в восемнадцатом веке сфальсифицировали!
Последний довод, определяющий эту теорию как лженауку, заключается в следующем. Исходя из многочисленных «поправок», выходит, что существует всемирный заговор «непонятно-какого-общества», которое смогло переписать тайным образом всю историю человечества. Причем сделано это было в средние века и новое время, когда шло образование государств и ни о какой общности и консолидации не было и речи.
Последнее, что откровенно взбудоражило научную общественность, был явный выпад против академического профессионализма. Если посчитать теорию "Новой Хронологии" истинной, выходит, что все ученые просто играют в песочнице и совершенно не разбираются даже в элементарных вещах. Не говоря уже про обычный здравый смысл.
Почему возмутились астрономы?
Главным камнем преткновения стал «Альмагест». Если отбросить именно те звезды, на которых базируется теория Фоменко (они не могут быть датированы однозначно), получается картина, полностью совпадающая с традиционной. В начале двадцать первого века был сделан пересчет движений светил с помощью новейших методик и компьютеров. Все данные Птолемея и Гиппарха были подтверждены. Таким образом, возмущение ученых вызвали необоснованные нападки на их профессионализм со стороны полнейшего дилетанта.
Ответ историков, языковедов и археологов.
В области влияния этих дисциплин разгорелись жаркие дебаты.
Во-первых, вступились за дендрохронологию и радиоуглеродный анализ. Судя по заявлениям Фоменко, у него данные за 1960-е годы. Эти науки уже давно шагнули вперед. Их методы подтверждают традиционную историю, а также подтверждаются смежными методиками. Сюда относятся ленточные глины, палеомагнитный и калий-аргоновый методы и прочее. Неожиданным поворотом стали берестяные грамоты. Судя по тому, что описывает "Новая Хронология", русская история идет вразрез с информацией этих источников. Последние, между прочим, подтверждаются не только дендрохронологией, но и многими другими данными из смежных дисциплин. Также интересно полное игнорирование арабских, армянских, китайских и прочих письменных свидетельств, которые подтверждают традиционную историю Европы. Упоминаются только те факты, которые подтверждают теорию. Упор на нарративные источники ставит поклонников "Новой Хронологии" в неудобное положение. Их доводы разбиваются в прах обычными административными и хозяйственными записями. Если взглянуть на лингвистические доказательства Фоменко, то, по словам Зализняка А. А., «это полнейший дилетантизм на уровне ошибок в таблице умножения». Для примера, латынь объявляется потомком старославянского, а «Самара» при обратном прочтении превращается в «диалектное произношение слова Рим». Даты и имена на монетах, медалях, геммах полностью подтверждают академические данные. Тем более количество этого материала просто исключает возможность подделки.
Кроме этого, хронология войн у авторов, принадлежащим к разным культурам, совпадает при приведении календарей к общему знаменателю. Существуют даже такие данные, которые в средние века просто не были известны, а открылись лишь благодаря раскопкам в ХХ столетии.
Во-первых, сегодня традиционная наука прислушивается к работам Скалигера ровно настолько, насколько они подтверждены новейшими исследованиями. И, наоборот, у Фоменко с Носовским в работах содержатся только нападки на этого ученого шестнадцатого века. Но нет ни одной сноски или ссылки на источник, цитаты или явного указания на погрешность.
Во-вторых, полное игнорирование хозяйственных записей. Вся доказательная база строится на избранных летописях и других документах, которые лишь однобоко показывают события. Отсутствует комплексность в исследовании.
В-третьих, так называемый «порочный круг датировки» пропадает сам собой. То есть сторонники «Новой Хронологии» пытаются доказать, что, базируясь на изначально ложных посылках, большинство методов просто умножают ошибки. Но это не верно, в отличие от их собственных методик, которые зачастую бездоказательны и голословны. И последнее. Пресловутый «заговор подделок». На нем строится все доказательство , но если подойти с точки зрения здравого смысла, то доводы рушатся, как карточный домик. Реально ли тайным образом собрать все книги, указы, грамоты, переписать их на новый лад и вернуть на места. Кроме того, громаднейшие объемы археологических находок просто не реально подделать. Также понятия культурного слоя, стратиграфии и прочие типичные моменты археологии совершенно не известны теоретикам «Новой Хронологии».
Очень часто встречающаяся логическая ошибка, которая является вообще практически одним из методов Фоменко - нет доказательства необходимости , т.е. когда известному явлению, имеющему простое объяснение в летописной истории, Фоменко предпочитает своё, новое, но не опровергая при этом историческое объяснение, т.е. Фоменко делает неоднозначный , спекулятивный вывод - в этом заключается наиболее часто встречающаяся логическая ошибка А.Т.Фоменко. Подобные логические ошибки всегда имеют место, когда Фоменко приводит картину средневекового художника, фотографию монеты, храма и пр. и во многом другом и делает неоднозначный вывод. Такой вывод не может служить подтверждением "новой хронологии", и уж подавно - опровержением летописной истории, потому что он неоднозначен - допускает две трактовки. Математик Фоменко не знает математической логики, или, что вероятнее - сознательно совершает логические ошибки с целью продаж своих книг. Летописная хронология в нём не опровергнута. Правильное логическое доказательство должно включать доказательство и достаточности, и необходимости, т.е. "тогда и ТОЛЬКО тогда", а не просто "тогда". Приведу некоторые примеры таких многочисленных логических ошибок в книгах Фоменко.Фоменко очень часто пользуется таким способом подачи материала - вместо доказательства сначала излагает предсказание теории, а затем иллюстрирует факт, который с ней согласуется. Однако такой метод подачи материала содержит завуалированную логическую ошибку .
Из математической логики известно, что из лжи может следовать истина, а вот из истины ложь - нет. Поэтому согласование факта с теорией необходимо, но вовсе не достаточно для её истинности. Таким образом, Фоменко создает иллюзию истинности своей теории. Фоменко делает вид, что не понимает, что если из какого-то факта следуют два разных вывода, то сам факт не является достаточным доказательством одного из них и опровержением другого. Ясно, что математик Фоменко грубо и хитро нарушает законы математической логики. Цель очевидна - продать свои книги легко зомбируемым советским людям, которые не хотят и не умеют думать самостоятельно.
Отсутствие проблемы огласовок
Фоменко меняет географические названия, спекулируя на том, что в еврейском языке гласные опускались. Однако в других языках такого нет - важно, что в греческом, латинском, русском и в других европейских языках гласные писались всегда. Поэтому такой метод Фоменко оболгания истории, как выбрасывание всех гласных из всех слов, ошибочен.- Но Фоменко выбрасывает гласные из любых языков.
- И Фоменко выбрасывает и согласные . Причём, иногда по несколько штук, например в отождествлении Египта (по еврейски МЦРМ) с Римом , с 234.
Эти принципы, выдуманные Фоменко , являются неправильными, но их Фоменко применяет постоянно при создании "новой хронологии". Таким образом, "новая хронология" Фоменко основывается просто на наглой лжи! Мы видим, что ошибка - в исходных предположениях . С греческими, латинскими, британскими, славянскими и многими другими рукописями, текстами и надписями на памятниках и пр., НЕТ ПРОБЛЕМЫ ОГЛАСОВОК! Поэтому изменять географическую локализацию и хронологию греческих, латинских, славянских и других европейских названий в принципе невозможно. Приведём примеры греческих названий городов.
Египет пишется как aigupton .
Иерусалим пишется как ierosoluma . Это не имеет ничего общего ни с Троей, ни c Константинополем, ни с Москвой.
Галилея пишется как galilaiaj . Это - не Галлия (как считает Фоменко).
Рим по-латински пишется как ROMA , а по-гречески как rwmhn . Это не имеет ничего общего ни с Египтом - по-гречески aigupton ни с ierosoluma , ни с чем другим.
Италия пишется как italian (italian).
Александрия пишется как alexandreuj и alexandrinon (александрийский). Это не имеет ничего общего ни с Константинополем, ни с Иерусалимом ierosoluma , ни с Римом rwmhn . Искажений нет, а гласные не выбрасывались.
Всё это свидетельствует о том, что деятельность А.Т.Фоменко находится далеко за пределами науки и здравого смысла, и что Фоменко просто хочет выдавать желаемое за действительное. Оторванные от реальности рисунки А.Т.Фоменко свидетельствуют о том же.
Противоречия в новой хронологии
Очень часто Фоменко противоречит сам себе, т.е. "новая хронология" внутренне противоречива . Несколько примеров:
Татаро-монгольское иго . Фоменко отождествляет слова монголы и megaloi , греч. "великие", выбрасывая гласные. Поскольку в греческом языке гласные писались всегда, то главное равенство "новой хронологии" между монголы и megaloi в корне ошибочно.
Мне хочется задать вопрос Фоменко самому Фоменко:
"Возникает естественный вопрос: как же могло профессиональное регулярное войско Орды проиграть гражданскую войну?"Вот именно! Фоменко не может на него ответить . Действительно, если бы Орда была просто русской армией, как считает Фоменко, то встаёт неразрешимая проблема для "новой хронологии" - "как же могло?". Если Орда - иноземный завоеватель, которого в 1480 году наконец прогнала русская армия , то всё понятно и встаёт на свои места.
Кроме того - гражданскую войну с кем? Романовы пришли лишь через 133 года.
Арабские монеты и доллары США на Руси Рассмотрим фразу Фоменко, которой он комментирует средневековую арабскую монету с надписью на арабском языке:"Монета, которая ходила на Руси в средние века. Эти монеты были снабжены надписями на арабском языке. Считается, что русские пользовались иностранными арабскими монетами. Поскольку "своих не было". Во Владимирско-Суздальской Руси найдено большое количество таких монет. Согласно нашей реконструкции, это подлинная русская монета XIV-XVI веков. Историки не понимают, что арабский язык был одним из официальных языков русско-ордынской Империи вплоть до конца XVI века." Подобная аргументация типична для Фоменко. Ответить на этот "аргумент" и вскрыть логическую ошибку Фоменко можно, применив те же слова и в точности такое же мышление к современной России, написав следующие слова под фотографией доллара США:
Когда мы применяем тактику Фоменко к XX веку, мы видим ее ошибочность! Из этого видно, что "новая хронология" не является необходимой для объяснения наличия арабских монет на Руси - ведь доллары США не являются "подлинной русской купюрой" конца XX века. Также и арабские монеты тогда.
Поскольку наличие долларов США в России не опровергает традиционную историю XX века и вовсе не доказывает, будто это - русско-американская "империя", в которой английский язык "был одним из официальных языков", это ещё не о чём не говорит. Поэтому и наличие арабских монет на Руси также не является ни доказательством "русско-ордынской империи", и уж подавно - ни опровержением летописей.
На самом деле, наличие монет иностранной чеканки на Руси скорее свидетельствует о наличии широкой международной торговли Руси с другими странами мира, наличии экспорта.
Конечно, Фоменко может увильнуть от ответственности, сказав: один этот промах не принципиален для "новой хронологии". Однако таких логических ошибок у Фоменко очень много и даже одна такая ошибка с достаточностью свидетельствует о неумении или нежелании академика Фоменко логически мыслить . Точная наука не допускает промахов. Подобная аргументация без доказательства необходимости , очень типична для Фоменко.
Фоменко даже не задумывается - что означает эта надпись на монете.
Аналогичным образом Фоменко спекулирует и на шлеме с арабскими надписями, подаренному русскому князю , c 652. Но ведь обнаружение в Москве японской видеокамеры не является доказательством того, что это - якобы русская камера! Просто поразительно, как легко так многие люди верят в такую чепуху!
Логические ошибки - порочные круги
Другой тип очень часто встречающейся логической ошибки Фоменко, который также является прямо-таки одним из его методов - это логические ошибки "порочные круги" - когда доказательство вывода основывается на самом выводе. Очень часто "новая хронология" доказывается с помощью предпосылки о "новой хронологии". Примеры.Рисунки
Вот Фоменко приводит рисунок художника XVI века Луки Кранаха , где под названием "Отдых во время бегства в Египет" изображён пейзаж, типичный для страны, в которой жил Лука Кранах - Германии. Но Фоменко, смотря на ёлки, которые там изображены, бездоказательно заявляет, что дескать здесь нарисована именно Россия. А почему не Германия - не пытается опровергать. Фоменко считает это "ярким подтверждением" его реконструкции: что, Египет находился дескать в России.
логический вывод о том, что Египет - Россия, надо в этой цепочке рассуждений доказать следующие звенья:
- что все художники (и Лука Кранах в частности) рисуют только с натуры . Но художник - вольный - может нарисовать что угодно. Например, те же рисунки Фоменко, оторванные от реальности. Поэтому это высказывание ложно.
- что Лука Кранах был очевидцем бегства Иосифа и Марии в Египет . Это высказывание - чисто слепая вера в "новую хронологию". Таким образом, "новая хронология" "доказывается" с помощью слепой веры в "новую хронологию". Эта логическая ошибка называется порочный круг в доказательстве, аргументация по кругу .
- что изображение ёлок является необходимым и достаточным условием того, что это - Россия. Это ложно, так как ёлки растут и за пределами России , например в Германии и в Бельгии. Фоменко увидел на рисунке ёлки, и делает вывод: это якобы русский пейзаж. Мы видим: из нескольких вариантов - Германия, Бельгия и т.п. - Фоменко БЕЗ доказательств субъективно, пристрастно выбирает один и отметает другие. Складывается ощущение, что Фоменко пытается подвести псевдо-научную "базу" под свой шовинизм. Значит, нет вывода "тогда и только тогда". Итак, здесь Фоменко сделал логическую ошибку : нет доказательства необходимости .
А в предыдущих работах Фоменко с таким же упорством доказывал, что Египет находился в Риме и ещё - что в Константинополе, т.е. опять, уже в который раз, "новая хронология" противоречит сама себе.
Фоменко отвергает рукописи очевидцев по надуманным причинам, а рисункам вольных художников верит вслепую. Это - сильно пристрастный подход.
Таким образом, подобные рассуждения Фоменко содержат три логических ошибки, да ещё подряд! Цепочка из этих ложных утверждений содержится во всех "датировках" по картинам, рисункам, иконам и другим изображениям.
Этот рисунок вовсе НЕ является проблемой традиционной истории: Лука Кранах НЕ выдаёт себя за очевидца . И он рисовал то, что привык видеть у себя перед глазами в Германии: ёлки. Ёлки растут в Германии. Для того, чтобы нарисовать ёлку, её надо сначала увидеть . Увидеть в Германии ёлку просто.
Приведу другой пример. Из-за того, что на картине Луки Кранаха "Суд Париса" 1530 года троянец Парис изображён как средневековый рыцарь, Фоменко делает вывод о том, будто троянец Парис и был средневековым рыцарем, и что следовательно, Троянская война была якобы в средневековье. Фоменко считает этот аргумент настолько убедительным, что поместил его на первой странице перед введением в своей книге .
Но в этой цепочке рассуждений есть следующие логические ошибки:
- что все художники рисуют только с натуры . Это высказывание ложно, см. выше.
- что Лука Кранах был очевидцем Троянской войны . Анализируя мысли Фоменко детально, мы видим: Фоменко считает, будто Кранах рисовал "рыцаря" Париса с натуры и был его очевидцем, т.е. делает необоснованное предположение о "новой хронологии". Затем он из этого необоснованного предположения делает вывод: поскольку Кранах изобразил Париса рыцарем, значит Парис жил в средневековье, а не в античности. Таким образом, "новая хронология" "доказывается" с помощью предположения о "новой хронологии". Эта логическая ошибка называется порочный круг в доказательстве . Необоснованно и в противоречии с летописями предполагая, будто все средневековые картины рисовались очевидцами с натуры, академик Фоменко "доказывает" "новую хронологию".
- получается, что Троянская война была при жизни Луки Кранаха, т.е. в XVI веке. Но сам Фоменко отождествялет её с 4-м крестовым походом 1204 года. Опять внутреннее противоречие .
Для того, чтобы глядя на этот рисунок сделать логический вывод о том, что троянец Парис и был средневековым рыцарем, надо в этой цепочке рассуждений доказать звенья №1 и №2. Это требуется во всех "датировках по картинам".
В летописной исторической хронологии всё в порядке - Кранах мог не знать, как именно выглядел античный воин, и нарисовал воина в привычном для него одеянии - средневековом. Так, например, если современного подростка, который прогуливал школьные уроки по истории и никогда не был в музеях, но в избытке наигрался в компьютерные игры и насмотрелся фантастических фильмов и боевиков на видео, попросить нарисовать портрет "супервоина Париса", то, я полагаю, на его рисунке Парис будет держать бластер с лазерным прицелом. Применим сюда методы академика Фоменко: поскольку лазер был придуман в XX веке, то пожар Трои - это дубликат атомной бомбардировки Хиросимы! Мы довели "новую хронологию" до абсурда, т.е. опровергли её методом "от противного". К таким результатам приводят алогичные методы Фоменко. Что посеешь, то и пожнёшь. Если в мясорубку положить гуталин и провернуть, то получится тот же гуталин - неудивительно, потому что ошибочны исходные предположения .
Фоменко приводит средневековый рисунок 12 колен израилевых с надписью на русском языке "Люди израилевы..." , и удивляется, почему на одном из флагов вольный русский художник изобразил русский герб - двуглавого орла. Фоменко считает этот "аргумент" столь мощным "доказательством" "новой хронологии", что поместил его на первых страницах перед предисловием в . Здесь Фоменко опять допустил все 3 логические ошибки, описанные выше. Вольный русский художник мог изобразить то, что ему привычно видеть, например, русский герб.
Сами посудите: Фоменко летописи называет подделками, а рисунки вольного художника принимает за свидетельство очевидца. А историки мыслят наоборот - они доверяют летописям, а не вольной живописи. В этом и состоит корень непонимания между Фоменко и учеными.
Но мало того, Фоменко постоянно противоречит и сам себе. Вот, например, Фоменко нашёл в летописи европейский рисунок с изображением татар, где показано, как они жарят и едят людей и пьют человеческую кровь , с 123, и Фоменко цитирует, что в летописи сказано: "бесчисленные полчища татар, внезапно появился из местности своей, окружённой горами " , с 123. Применим его же метод анализа рисунков, и посмотрим, что получилось:
Вот как выглядели татаро-монголы. Безжалостные завоеватели. Летопись ПРЯМО говорит: из местности своей, окружённой ГОРАМИ. Киевская Русь находилась вдали от гор на Восточно-Европейской РАВНИНЕ, а не в горах! А вот татары, согласно летописи, жили в ГОРАХ. Современные татары живут близ Уральских ГОР, а монголы - за Алтайскими ГОРАМИ! Это летописное свидетельство ИДЕАЛЬНО соответствует традиционной летописной хронологии.
Но вместо этого вывода, который прямо следует из его тактики, он делает совсем другой, противоположный вывод, чем противоречит сам себе. Фоменко постоянно рассуждает только так: если факт противоречит теории, значит факт сфальсифицирован! И поэтому он делает совершенно бездоказательное утверждение: "После распада "Монгольской" Империи в начале XVII века великое="монгольское" завоевание стали изображать в Западной Европе и в Романовской России самыми черными красками. В выборе выражений не стеснялись." , с 123. Причём, чтобы психологически настроить читателя на нужное для Фоменко промывание мозгов, Фоменко начинает главу с этой фразы.
Итак, при спокойном анализе текстов Фоменко, мы видим, что Фоменко противоречит сам себе. Где ему надо , он не считает, что художник рисовал с натуры, а где надо - считает. Но сама стратегия Фоменко определяется исключительно его шовинистическими предрассудками.
"Методы" Фоменко - это просто фокусы. Все фокусники используют тот же принцип: показывают некий фокус, из которого напрашивается абсурдный вывод типа "новой хронологии", но правильное объяснение своего фокуса прячат в секрете.
Например, в книге , с.461, Фоменко относит распад Золотой Орды в XVIII век, связывая его с образованием США в 1776 г.! Подумать только - эти события произошли НА РАЗНЫХ МАТЕРИКАХ! Американская революция 1776 года неизвестна только оторванному от реального мира геометру Фоменко, который заменяет исследование и логику гаданием. На западно-европейских картах 1617-1640 годов Калифорния изображена полуостровом, а на русской карте 1707 года, французской карте 1634 года и некоторых других картах, по сообшению Фоменко, Калифорния изображена островом. Это наглядно показывает, что развитие географических знаний вовсе не всегда было строгим прогрессом. Допустим, приходили люди и, не проплыв до конца реки Колорадо и Снейк, назвали Калифорнию островом. Но Фоменко не ссылается на незнание географии, но говорит:
"Сюда сибирско-американская Орда их тоже не пускала" , c. 231"Раздел остатков Руси-Орды между Романовыми и возникшими Соединёнными Штатами Америки" , с 403
Калифорния и Аляска тогда ещё не были хорошо изучены, ведь на тех же картах береговая линия Антарктиды и Австралии тоже не определена. Никакой загадки в этом белом пятне для историков нет и не было.
Противоречивая дата распада Золотой Орды Раньше Фоменко пытался доказывать, что мол татаро-монгольское иго, опустошавшее Русь 240 лет - с 1240 до 1480 года - представляло из себя некие внутренние войска, русскую армию, которая творила геноцид русского населения по всей "империи". Фоменко так и не смог ответить на вопрос - как же это "регулярное" войско смогло проиграть "гражданскую" войну против невооруженных крестьян. Для нормальной истории все в порядке - русская армия в 15 веке победила татаро-монгольскую армию. Потом он связывал распад Золотой Орды в 1480 году с установлением династии Романовых в 1613 году. Потом, спекулируя на синдроме холодной войны, появляются новые причины распада Золотой Орды :- образование США в 1776 году и война за независимость 13 Соединенных Штатов против Англии. Просто чудовищное незнание истории! Текст Декларации Независимости США от 4 июля 1776 года приведен .
- продажа русской Аляски Америке в 1867 году! А ведь раньше он говорил, что Радзивилловскую рукопись якобы изготовили при Петре I в XVIII веке.
- Фоменко относит распад Золотой Орды в период с 1740 по 1837 год ! Интересно, кто воевал с Наполеоном?
- Фоменко обвиняет в крахе Золотой Орды протестантскую реформацию 16 века . Причинно-следственная связь отсутствует. Но для "новой хронологии" это не помеха! Арбуз - это новая планета, см. выше.
В 1480 году закончилось татаро-монгольское иго. Затем была польская интервенция, остановленная Мининым и Пожарским (о которых Фоменко просто не знает, так как в противном случае и они оказались бы в параллелизмах), в том числе и Михаилом Романовым, который после изгнания поляков был избран на престол Земским собором в 1613 году. Династия сменилась только через 133 года, поэтому приход династии Романовых никак не связан с победой над Золотой Ордой. А что касается западной культуры, которую Фоменко голословно приписывает всем Романовым, то она проникла в Россию в результате реформ Петра I - только спустя ещё 100 лет после этого и через более 200 лет после падения Золотой Орды . О чём Фоменко, видимо, просто не знает. Пётр I, побывав в Голландии, стал строить корабли. Именно поэтому Санкт-Петербург построен Петром I по подобию Амстердама. Однако Романовы до Петра I не имеют никакого отношения к Западной Европе и западной культуре.
Фоменко обвиняет в крахе Золотой Орды протестантов . Протестантская Реформация, начавшаяся в 1520 году, тоже не имеет никакого отношения ни к распаду Золотой Орды в 1480 году, ни к приходу Романовых в 1613 году. Это чисто внутриевропейское религиозное движение, не имевшее отношение к России. Единственная политическая составляющая реформации - обретение независимости стран Северной Европы от Рима. Это и логическая и фактическая ошибка. Кроме того, Фоменко в качестве "источника" использует книгу 1992 года! Фоменко не хочет или не в состоянии понять, что в качестве источника исторического знания надо использовать ДРЕВНИЕ рукописи, документы и т.п., но никак не книгу 1992 года! Кроме зависти к Западу у него никаких аргументов нет.
Образование США в 1776 году также не имеет отношения ни к распаду Золотой Орды в 1480 году (!), ни к приходу Романовых в 1613 году. После открытия Колумбом Америки европейцы стали её колонизировать и заселять. Затем 13 английский колоний обрели независимость от Англии в 1776 году. Фоменко не известен такой исторический документ, как Декларация Независимости США от 4 июля 1776 года, полный текст которой приведен . К сведению Фоменко: именно поэтому американцы говорят по-английски, а не по-русски. Другие колонии отказались воевать против Англии, и затем эти колонии получили название "Канада". Русские открыли Северную Америку только в начале XIX века, а в 1867 году продали Аляску США по причине трудности контролировать и осваивать эту самую отдалённую часть тогдашней России. В перекраивании истории XIX века Фоменко не считает нужным что-либо доказывать, не гнушается ничем, даже не использует фокусы с "астрономией" и с параллелизмами! И ЭТО - наука?Софизмы
Рассмотрим софизм Фоменко:"Раскол Руси-Орды был крупнейшим событием всемирной истории. Поэтому его следы, ... нельзя искать среди мелких, второстепенных событий. ... Следовательно, оно должно было быть хорошо знакомо нам по "скалигеровскому учебнику" эпохи XVI-XVII вв. Но ПОД ДРУГИМ ИМЕНЕМ, в искажённом освещении. Что же это такое? ... Это - Реформация. Сегодня считается, что Реформация была в основном религиозным движением. ... Реформация... - ОДНО ИЗ КРУПНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ." , с 483
Прямо-таки какая-то война против математической логики! Фоменко мыслит так, как кто-то его спародировал: "арбуз - круглый, и Земля - круглая, арбуз - зелёный, и Земля - зелёная, следовательно, арбуз - планета! Ура! Фоменко открыл новую планету - планету Арбуз!!!" Фоменко в упор не хочет видеть своих ошибок в математической логике? Он просто издевается над читателем!
По такому же алогичному принципу Фоменко заявляет, что Батый - русский царь, что анализирует историк П.Шехтман:
"Сарай - столица Батыя - был расположен на Волге и являлся крупным торговым центром. Нижний Новгород тоже расположен на Волге и являлся крупным торговым центром. Значит, Сарай - это Нижний... Как похоже на забавы греческих софистов: "Отец твой?" - "Да". - "Собака твоя?" - "Да". - "Значит, твой отец - собака!"." Это - типичные софизмы, фокусничество Фоменко. Алогичные рассуждения Фоменко подобны следующему шуточному рассуждению-пародии на "новую хронологию" чисто в духе Фоменко:
"Все японцы - черноволосые. Поскольку Фоменко черноволосый, следовательно, он - японец. А поскольку в Японии женские имена заканчиваются на "-ко", следовательно, Фоменко - имя японской женщины! Итак, Фоменко - японка.
Выше "мы предъявили факты" доказывающие, что Фоменко - японка. Это ПРЯМО следует из её имени. Поэтому..."
Подобное рассуждение с претензией на логику типично для Фоменко. Пусть читатель сам увидит здесь логическую ошибку - я хочу, чтобы читатель научился, наконец, логически мыслить.
Вместо доказательств - констатация мнения
Фоменко любит много выдумывать без единого доказательства, полагая, что слов "нам кажется", "скорее всего", "по нашему мнению", "согласно нашей реконструкции" и т.п. достаточно для доказательства. Такое бездоказательное пустословие очень многочисленно особенно в его последних книгах. Естественно, никакой научной ценности его такие гипотезы не имеют, и иметь не могут, ничего не доказывают и ничего не опровергают.
Поэтому надо говорить, что "новая хронология" основывается не на "применении естественно-научных методов в истории", а на бездоказательных догадках.
Фоменко - математик, а математика - это язык описания явлений. Специалистам известно, что на этом языке можно описывать далеко не только реальность, но и оторванную от реальности воображаемую модель, например математики рассматривают не только "традиционный" 3-х мерный мир, но и n -мерное пространство и даже бесконечно-мерное пространство - что, конечно, не имеет ничего общего с реальностью. Поэтому описание какой-то воображаемой модели на языке математики вовсе не является доказательством реальности этой модели . Доказывать всё равно надо.
А дифференциальная геометрия (кафедру которой на мехмате МГУ возглавляет Фоменко) является, пожалуй, самой оторванной от реальности математической дисциплиной. А история - наука о реальности, и она не допускает введения оторванных от реальности абстракций для её рассмотрения. Поэтому математик Фоменко и споткнулся здесь.
Кроме того, математики привыкли всё упрощать: например, модель идеального газа, которая в природе не существует , создана именно для упрощения математического описания газа, так как "традиционный" газ описывать математически значительно труднее. И было бы глупо говорить при этом: "математика опровергла существование традиционного газа", или (поскольку идеальный газ по определению несжижаем): "математика опровергла существование жидкостей"! И Фоменко тоже сильно упрощает предмет рассмотрения и делает такие выводы. И подобной спекуляцией и является "новая хронология" Фоменко.
Поскольку обычный газ описать математически сложно, то человеческое общество и его историю описать математически неизмеримо сложнее
Вывод: Фоменко не знает (или не хочет применять) основ математической логики. "Методы" Фоменко применимы только для оболгания истории.
Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории. Новая хронология. (ФИД "Деловой экспресс", Москва, 1999), с 490
Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Реконструкция всеобщей истории. Исследования 1999-2000 годов. (ФИД "Деловой экспресс", Москва, 2000), с 423
Фоменко А. Т. Новая хронология Греции. Античность в средневековье. Тома 1, 2. (Москва, МГУ, изд-во Учебно-Научного Центра до-вузовского образования МГУ, 1996), с XXVII
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. "Библейская Русь." (Факториал, Москва, 1998), том 1, с 12
П.Шехтман // Московский комсомолец, 13 ноября 1999 г, стр. 4
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима. (Факты. Статистика. Гипотезы) (Москва, Анвик, 1999) с 89
Сыров С.Н., Страницы истории (Москва, Русский язык, 1983) с. 42
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима. (Факты. Статистика. Гипотезы) (Москва, 1995, изд-во Учебно-Научного Центра довузовского образования МГУ) Том 1. Русь, с 35
Главная страница: