Внеклассное мероприятие.
Тема: Природа в поэзии и музыке.
Цели: познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе; познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди; выявлять связь произведений литературы с другими видами искусств, формировать у детей чувство прекрасного, понимать эмоционально-нравственные переживания героев и авторов произведений.Оборудование:
1. Портреты К. Паустовский
М. Пришвин
Э. Грига
С. Есенина
А. Вивальди
2. Выставка книг различных писателей о природе.
3. Картины природы, репродукции Шишкина.
4. Произведения композиторов А. Вивальди «Зима», «Весна», Э. Григ «Утро».
Музыка и стихи – это прекрасное, без чего человек не может жить. А без чего ему еще трудно прожить? (природы)
Сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.
Писатель К. Паустовский, с произведениями которого вы познакомитесь на уроках чтения, сказал чудесные слова: «… и если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из самых важнейших признаков любви к своей родине.»
Очень много написано стихов и рассказов о природе. Но сегодня мы поговорим и ближе познакомимся с творчеством поэта С. Есенина.
С. Есенин родился в 1895 году 221 сентября в Рязанской губернии, в селе Константиновке. Его родители были простые крестьяне. С 2-х лет его отдали на воспитание к зажиточному деду по матери. С. Есенин был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части детских забав. За это его часто ругала бабушка, но она очень любила его. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные книги.
Свои первые стихи он написал в 8-9 лет. Некоторые сказки, которые были с плохими концами, он переделывал на свой лад.
С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.
1-й учебник
Задремали звезды золотые
Задрожало зеркало затона
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона
Улыбнулись сонные березки
Распрепали шелковые косы
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы…
А композитор М. Протасов сочинил песенку, которую сейчас споют ребята 4 кл. «Выглянуло солнышко»
Может ли песня внести радость в наше сердце? А природа?
В ней есть душа, язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать и понять этот язык. Но многим талантливым людям (как поэт С. Есенин, композитов А. Вивальди удалось понять язык природы и полюбить ее всем сердцем) поэтому они создали так много произведений. Но не только писатели, поэты, композиторы смогли услышать язык природы, посмотрите как прекрасно передали нам красоту природы художники Шишкин, Левитан и другие.
Певец природы М. Пришвин не уставал говорить, что природа и человек – это одно целое.
Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не срубит дерево, не сорвет цветок, не обидит беззащитное животное. (песня «Не дразните собак»)
Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лет – это необыкновенное чудо природы.
Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил хотя бы одно деревце. Все еще не успели сделать это, так постарайтесь оберегать уже посаженные леса. А кто скажет какое сейчас время года? (зима)
Назовите зимние месяцы?
А кто подготовил нам стихи о зиме? (конкурс стихов о зиме)
А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Антона Вивальди «Зима». Вот как композитор понял и передал нам язык зимней природы. (слушание «Зима»)
Вслед за зимой идет прекрасное время года – весна. Весна – это время пробуждения природы, всё радуется теплому солнышку, время сна прошло. Начинает таять снег, бегут ручьи, птицы поют свои песни. Попросим ребят прочитать свои стихи о весне. (стихи о весне)
Композитор Вивальди уже совсем другой музыкой передает нам пробуждение природы весной. (слушание «Весна»)
Хорошо в лесу и в поле летом. Прослушайте, как поэт И.С. Никитин описывает пробуждение дня в своем стихотворении «Утро»
Утро
Звезды меркнут и гаснут
В огне облака
Белый пар по лучам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается
Дремлет чуткий камыш
Тишь, безлюдье вокруг
Чуть приметна тропинка росистая
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет вода серебристая…
Очарование наступающего дня поэт выразил словами, а композитор музыкой. Э. Грин «Утро» (слушание)
2-й ученик
«Отворила роща золотая
Березовым, кудрявым языком
И журавли, печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о ком».
Слова С. Есенина положены на музыку. Такие песни называются – романсы (исполнение или слушание романса на стихи Есенина).
С. Есенин ушел из жизни в 30 лет, но оставил нам замечательное наследие, - свои стихи – чудо поэзии.
Читайте его стихи и поэмы и вы наслаждайтесь поэзией С. Есенина.
Но сегодня дети подготовили нам стихи не только С. Есенина, но и других поэтов, которые воспели красоту природы, каждый по своему. (конкурс еще не прочитанных стихов)
В природе строгий порядок. Все в ней крепко связано. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, звери.
3-й ученик
Мы любим лес в любое время года
Мы слышали речек медленную речь
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
В лучах ромашка солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется все это
Давайте же с природою дружить
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым
Все это называется природа
Давайте же сердца ей отдадим Прощальный вальс танцует с небом лето Дрожит в окне вечерняя звезда Природой называется все это Давайте же любить ее всегда!Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе.
Подведение итогов конкурса стихов. Награждение.
Надеюсь, что вы еще больше будете любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, не будете причинять зла и конечно я думаю кто-то из вас захочет взять и почитать поэта С. Есенина.
Здравствуйте, дорогие друзья. Вы очень часто прибегали ко мне в библиотеку. А сегодня я сама пришла к вам в гости. И пришла не с пустыми руками. А что я принесла, отгадайте сами.
Говорит она беззвучно,
И понятно, и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в десять раз умней!
Что это? (Книга)
Человек не может жить без книг. Всю жизнь самым хорошим другом является книга. Книга даёт знания, делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты и понимание жизни.
А какие произведения вы читали в последнее время? (Ответы детей)
О чём эти произведения? Скажите, одним словом. (О природе)
Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства.
И сегодня я хочу познакомить вас с известными писателями и их книгами о природе.
Бианки Виталий Валентинович.
Вся его жизнь была связана с природой. Его отец был учёным орнитологом. А кто такой орнитолог? Кого он изучал? (Он изучал птиц.)
Вот что он пишет: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысячам примет находить тайно от человека живущих зверей»
Тридцать пять лет писал Бианки о природе. Он написал более 300 сказок, рассказов.
- Но самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Следующую фамилию писателя вы, несомненно, знаете.
Плешаков Андрей Анатольевич
Особенно широко известна его книга «Зелёные страницы». Эта книжка поможет вам читать Книгу природы. Вы узнаете о самых смелых цветах, первыми встречающих весну, встретитесь с муравьями, бабочками и божьими коровками, разберётесь, в чём сила и слабость дуба, попадёте в царства грибов и лишайников, проникнете в тайны летучих мышей, познакомитесь с жизнью «короля грызунов» - бобра. И ещё о многом-многом другом, известном и совсем неизвестном, расскажет эта книга.
А следующего писателя узнаете по этому отрывку. Вы совсем недавно читали его по литературному чтению.
(Читает ученик) «Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!»
Как называется рассказ? («Осеннее утро»)
Он учился в простой деревенской школе. Потом закончил гимназию.
Пришвин много ходил по лесам, путешествовал, собирал фольклор: народные песни, сказки, поговорки, пословицы. Его первый рассказ был опубликован, когда ему было уже 33 года. Он назывался «Сашок».
А что значит для вас «любить природу»? (Ответы детей)
И сегодня мы подготовили небольшое выступление, которым мы призываем всех любить и беречь природу, сохранять и преумножать её богатства.
Сценарий мероприятия на тему: «От экологии планеты к экологии души» (День Знаний в школе).
Литературная станция.
Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк.
Сова встречает учеников, рассаживает (под звуки леса).
Ой, смотрите, ребята, Лесовичок сидит. Какой-то он грустный, наверное, что-то случилось. Давайте спросим у него.
Лесовичок, ты почему такой смурной?
Лесовичок : Как можно веселиться, если такое в лесу творится. Весь лес захламили. Обитатели леса жалуются. Вот письма пишут, помощи просят и защиты (читает письма).
Кувшинка:
Здравствуй, Лесовичок.
Прошу вас очень-очень: помогите!
Так относиться к нам нельзя.
Всё дно реки забито хламом,
Мелеет речка день ото дня.
Срывают нас и дарят мамам.
Мне страшно: защити меня!
Я птица ласточка, узнали?
Ребята крылья мне сломали,
В гнездо мне камни набросали,
Потом как трусы убежали.
А лебеди – друзья мои,
Просили передать,
Что озеро их славное
Стало погибать.
Там плавают бутылки,
Пакеты там кругом,
Птицам очень плохо,
Засорили дом!
И таких писем очень много.
А вот ёще, посмотрите, что творят люди на земле. Смотрят видеоролик «Кем стали люди на Земле».
Стар я стал, не справляюсь со своими обязанностями. А тут вот всё ходют и ходют. Вот и эта дамочка наповадилась сюда ходить. Зверей обижает. Вчера бельчат обидела.
(появляется Шапокляк, напевает свою песенку «Кто людям помогает»).
Шапокляк: Они первые начали в меня шишки кидать. Я им ещё покажу.
Лесовичок: А ты, Совушка, зачем школьников сюда привела, они ведь безобразничать начнут.
Сова: Что ты?! Это я тебе помощников привела. Детки они хорошие, учатся хорошо, знают как себя вести в лесу.
Лесовичок : И книги читают?
Сова : И книги читают?
(Шапокляк смеётся).
Лесовичок: А мы сейчас проверим. Правила вежливости знаете?
1 задание. Из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости.
Правила вежливости.
Много зелени – ешё вырастет!
(Шапокляк вмешивается, мешает ученикам, Сова делает замечания).
Лесовичок: Вижу, знаете вы правила вежливости.
Сова: Старичок-лесовичок, а ребята приготовили тебе подарки.
Лесовичок: Подарки – это хорошо.
(Дети читают стихи на тему «От экологии планеты к экологии души»). Дом.задание.
Лесовичок : Молодцы, радуете старика. Видно, вам не безразлична судьба матушки-Земли.
Шапокляк: Не спеши, дед, радоваться. Дай-ка я их проверю. Загадки мои пусть угадают.
2 задание. Загадки. Легенды о растениях.
4. Существует легенда, что когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии один из месяцев назван так же, как и это растение. (Вереск. Месяц Верасень)
Сова: Молодцы, ребятушки, не подвели меня. А сейчас давайте еще порадуем Лесовичка, расскажем ему сказки.
(Дети инсценируют сказки).
Лесовичок: Действительно, порадовали старика. Помощники из вас будут хорошие. Давайте и я с вами поиграю.
3 задание. Первая группа: Собирают пазлы, отвечая правильно на вопросы.
Вторая группа: «Экологическое лото» (собирают пословицы).
Зима без снегу –
Май холодный –
Каково лето,
Холоден сентябрь,
Матушка весна –
Вода с гор потекла –
Вешний день весь год…
Зима лето пугает,
Лето без хлеба
А май с цветами
Год хлебородный
Таково и сено
Да сыт
Всем красна
Весну принесла
Кормит
Да все равно тает
Третья группа: Сочиняют четверостишия.
(уважаем, охраняем, недаром, санитаром; защищаем, обещаем, сохраним, не дадим; эту, планету, цветут, уют; реки, сорняки, дружно, нужно).
Четвертая группа: «Предсказания» (по данному началу продолжить примету).
Дым столбом... (к морозу).
Длинные сосульки... (к затяжной весне).
Комары начинают сильно кусать – к…(дождю).
Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).
Если рябина уродилась рясна, то зима будет …(суровая).
Воробьи зимой расчирикались – к…(оттепели).
Начинает цвести черёмуха – жди…(похолодания или ненастья).
Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к…(ненастью).
Ласточки летают низко – к…(дождю).
Чайки сидят на воде – к…(хорошей погоде), а если ходят по берегу – к…(непогоде, ветру).
Летом к ночи на траве роса, на небе много звёзд – назавтра день будет…(ясный).
Пятая группа: Чьи это строки?
1. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
3. Унылая пора!
Очей очарованье!
4. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
6. Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалею больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
Так я роняю грустные слова.
(Шапокляк снова старается им помешать, Лесовичок и Сова радуются).
Сова: Ну что, Лесовичок, хороших я тебе помощников привела?
Лесовичок: Молодец, Совушка, спасибо тебе. Теперь мы точно сумеем лес наш в порядок привести (читает стихотворение).
«Давайте сохраним».
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа- мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
(Н. Старшинов).
Спасибо, ребята. Ждём вас в гости. (Обращается к Шапокляк)
Шапокляк : А меня будете ждать? Я тоже хочу с вами подружиться.
Тетушка Сова и Лесовичок: Конечно, приходи. Друзьям мы всегда рады!
Подведение итогов. Рефлексия.
Приложения. 1. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)
2. Карточки с пазлами.
Приложение.
Чьи это строки?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса..
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные волнующих рябин.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалею больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Правила вежливости.
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
Много зелени – ешё вырастет!
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Уважаем
охраняем
недаром
санитаром.
защищаем
обещаем
сохраним
не дадим.
эту
планету
цветут
уют.
реки
сорняки
дружно
нужно.
К плохой погоде:
- все цветы на лугу сильно пахнут (благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации);
- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;
- куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;
- возле цветов желтой акации кружится много насекомых;
- крот нагребает высокие холмики;
- одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
К хорошей погоде:
- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;
- комары-толкунчики толкутся роем или столбом;
- поздно вечером сильно трещат кузнечики;
- божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;
- соловей поет всю ночь;
- птицы весело поют;
- раскрыты цветки кувшинки;
- оживленно воркуют голуби;
- паук усиленно плетет свою паутину.
Давайте посмеемся.
Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
Почему корова ложится? (Т.к. не умеет садиться)
Под каким деревом сидит заяц в дождь? (Под мокрым)
Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге)
Может ли барсук залезть за шишкою на сук (Нет)
Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет у него языка)
Может ли тюлень пролежать на боку весь день? (Да, и не только он)
Может ли синица на крыше поселиться? (Да)
Может ли пчела ужалить осла? (Да, и не только его)
Может ли медведь танцевать и петь? (Да)
Зачем зайцу большие уши? (Чтобы лучше слышать).
– Зачем страус голову в песок прячет? (От страха).
Какая птица оживляет настенные часы? (Кукушка)
Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица - секретарь)
Экологическое лото”
Зима без снегу –
Март с водой, апрель с травой,
Май холодный –
Каково лето,
Холоден сентябрь,
Матушка весна –
Вода с гор потекла –
Вешний день весь год…
Зима лето пугает,
Лето без хлеба
А май с цветами
Год хлебородный
Таково и сено
Да сыт
Всем красна
Весну принесла
Кормит
Да все равно тает
Ответьте на вопросы:
Из какого дерева изготавливают лыжи?
Ответ: Береза
У каких деревьев осенью листья красные?
Ответ: У клена, рябины.
Какие дрова самые жаркие?
Ответ: Дубовые, березовые.
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
Ответ: Клен
Какое дерево чаще всего высаживают в городах?
Ответ: Липу
У какого дерева семена снабжены "парашютами"?
Ответ: У тополя
Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.
Какое дерево на Земле самое высокое?
Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.
Цветы какого дерева называют "светофором"?
Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.
1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?
Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).
Легенды о растениях.
1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).
2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).
3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).
4. По легенде, когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии даже месяц назван так же, как и это растение (Вереск. Месяц верасень).
5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).
6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).
7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).
8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).
9. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай» (иван-чай).
Сценарий литературного вечера «О природе с восхищением и любовью…» (в рамках изучения темы «Природа в стихотворениях поэтов 19 века, программа по литературе, автор Г.С. Меркин)
Цели:предметные: знакомство обучающихся с произведениями поэтов, художников и композиторов 19 века о родной природе, формирование умений анализа стихотворений, навыка различения художественно-изобразительных средств, использованных автором
личностные: формирование у обучающихся таких нравственных качеств, как любовь к родной природе, чувство прекрасногометапредметные результаты: регулятивные: проявление познавательной активности в коллективном сотрудничестве;коммуникативные: выразительное репродуцирование стихотворного произведения, правильное использование речевых средств во время изложения информации;познавательные: способность осознанно строить речевые высказывания. Тип: внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса.Обеспечение:
презентация репродукций картин знаменитых художников на тему «Родная природа»;
подборка аудиозаписей музыкальных произведений о природе (в частности, П.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»)
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство.
Ход мероприятия.
(Подготовительные мероприятия:Предварительно учащимся дано задание подготовить чтение наизусть стихотворения о природе поэта 19 века (на выбор)(По ходу записывать названия стихов и имена их авторов).
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Попробуем и мы научиться по-настоящему видеть, слышать и понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны. Для этого мы познакомимся с произведениями русских художников, композиторов и поэтов, увидим их мастерство в создании образа Родины.
ТРЕК 1
(Звучит музыка. Появляется Ее Величество Природа)Природа: Здравствуйте, ребята! Я Природа.
Прекрасен окружающий нас мир. Что же составляет эту красоту? Это и дремучая тайга, и безбрежность моря, и бесконечные просторы полей, и наши кудрявые сопки, и речки и озера, в которых вы так любите плескаться летом. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Много красивых пейзажей изобразили в своих произведениях поэты 19 века. Кстати, напомните мне, что такое пейзаж? (ответ детей). А при помощи каких художественно-выразительных средств созданы картины природы? Давайте позовем на помощь Профессора Литерознайка.
(Выходит Профессор Литерознайка, рассказывает про эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения с примерами. Ребята сверяют свои определения в тетрадях)Природа: У меня есть четыре поры – Времена Года. И в каждый из них я становлюсь новой и краше прежнего. Многие талантливые люди посвятили мне свои произведения. Среди них художники и композиторы, писатели и поэты.Так, Петр Ильич Чайковский и итальянский композитор Антонио Вивальди написали произведения, который так и называются «Времена года», сегодня мы с ним познакомимся. А также буду рада услышать, как мои четыре времени года изобразили в стихах поэты 19 века.
Учитель: Итак, ребята, начнем с времени года, которое еще сравнивают с пробуждением природы. Это… весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Послушайте, как весна представляется Вивальди и (внимание на экран) художникам
ТРЕК 2
(демонстрация картин и музыка)
А теперь поделитесь, пожалуйста, как рисуют весну поэты.
Совпали ли представления?
Учитель: Следующее время года, которое очень любят дети. Это лето. Оно прекрасно не только каникулами, но и тем, что является, пожалуй, самым красочным. Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Послушайте и посмотрите.
(демонстрация слайдов и музыки)
(чтение наизусть)
Учитель: А сейчас обратимся к времени года, которое часто называют унылой порой. Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.А по праву или нет, сейчас посмотрим.
(музыка и картины)
Учитель: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы любите зиму? Почему?
(потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается)
Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений.
Сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?
(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой…)
Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что произошли ночью?
(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)- А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
Что изображено на картине?
Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытывают такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
(звучит музыка. Появляется Зимушка-зима)Зима:
- Очень я по вам скучаю весь год и радуюсь, когда приходит мое время. И не скрою, многим я симпатична. А среди вас есть те, кто любит красавицу-зиму?
(ответы детей)
Учитель: Спасибо, Зимушка, что пришла! Действительно, очень ты нам нравишься. Какие ты узоры рисуешь на окнах, а какие затейливые снежинки ткешь! В благодарность за эту красоту многие поэты 19 века посвятили тебе свои стихи. Послушай-ка.
(чтение наизусть)
Зима: Спасибо, ребята, мне очень приятно! Скажите-ка, как меня называют в стихотворениях? А какие волшебные слова помогли поэта нарисовать зимние картины?
(Ребята перечисляют поэтические «прозвища» зимы, а также тропы, при помощи которых поэты 18 века изобразили зимние пейзажи)
(чародейка, волшебница, старуха)
Учитель: Давайте ответим на вопрос: какой предстаёт природа в стихотворениях разных поэтов?
(ответы детей)
(выходят Природа и Зима)
Учитель: В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать мелодию произведений русских поэтов, их лирика будет жить всегда. Любуйтесь родной природой и берегите ее! Наш литературный вечер подошел к концу. Спасибо, ребята.
Домашнее задание. Составить словарик эпитетов по прочитанному стихотворению.
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЯМ:
В какие цвета окрашена картина?
Какими словами они переданы?
Каким показано то или иное время года?
Знаете ли в пословицы про это время года?
Сценарий конкурса чтецов
«Дыхание природы в поэзии строках»,
в рамках Месячника экологической безопасности
Подготовила
Мусиенко Оксана Владимировна
Библиотекарь ГБОУ ЛНР
«Новодарьевская обшеобразовательная школа»
Цели конкурса:
воспитание любви к Родине и родной природе,
развитие навыков публичных выступлений.
Задачи конкурса:
способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;
развить чувство любви к Родине, к природе, показать красоту родной природы, научить бережному отношению к природе;
воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.
Возраст участников : учащиеся 5-11 классов.
Оборудование : Ноутбук, мультимедийный проектор, книжная выставка «Читаем о природе». Зал украшен рисунками детей на тему «Природа».
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня необычный день, мы собрались в этом зале на конкурс чтецов «Дыхание природы в поэзии строках», который проводится в рамках Месячника экологической безопасности и посвящен самому прекрасному на земле - природе. Её красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты – стихи.
Ведущий 2: Да, природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают поэты - художники слова, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы. И сегодня на этом конкурсе наши конкурсанты представят нам свои любимые стихотворения о природе.
Ведущий 1: Но, как известно, ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите представить наше многоуважаемое и самое компетентное жюри. Прошу приветствовать аплодисментами:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Ведущий 2: Да, нелегкая им сегодня предстоит работа. Ведь надо выбрать лучших чтецов стихотворений в трех возрастных категориях: среди 5-6 классов; среди 7-8 классов и среди 9-11 классов.
Ведущий 1: Критерии оценивания следующие:
Соответствие исполняемого произведения тематике конкурса;
Объем стихотворения;
Выразительность, эмоциональность;
Сценическая культура (внешний вид, культура и манера исполнения, собранность);
Внятность и слышимость речи.
Ведущий 2:
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, -
Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!
И дверь в ее Страну открой!
Ведущий 1: Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования. Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится нам именно таким.
Ведущий 2: Ну что ж, пришло время начать наш конкурс чтецов. Открою Вам маленький секрет: в нашем конкурсе принимают участие 10 ребят из разных классов. Каждый пришел с твердым намерением победить. Пожелаем им всем удачи! Итак, мы начинаем!
Ведущий 2: Наш конкурс открывает ученица 5 класса – Рева Виктория.
Ведущий 1: Приглашаем следующего участника – ученицу 6-А класса – Третяк Лилию.
Ведущий 2: А продолжает наш конкурс ученица 6-Б класса – Козырева Анастасия.
Ведущий 1: Спасибо, девочки. Напоминаем жюри, что это были участницы первой возрастной категории.
Ведущий 2: Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…
Ведущий 2: Выступает ученица 7-А класса – Кузьменко Александра.
Ведущий 1: Приглашаем следующего участника - ученицу 7-Б класса – Шевченко Анастасию.
Ведущий 2: А продолжает наш конкурс ученица 8-А класса – Фомина Анастасия.
Ведущий 1: Завершает выступление учащихся 7-8 классов – ученица 8-Б класса – Бондарчук Светлана.
Ведущий 2: Спасибо, девочки. Напоминаем жюри, что это были участницы второй возрастной категории.
Ведущий 1: Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
Однако красотаприроды не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.
Ведущий 1: Выступает ученица 9 класса – Резвых Маргарита.
Ведущий 2: Приглашаем следующую участницу - ученицу 10 класса – Бощеву Анастасию.
Ведущий 1: И завершает сегодняшний конкурс – ученица 11 класса – Чернышева Анастасия.
Ведущий 2: Спасибо, девочки. Так сложилось, что в нашем сегодняшнем конкурсе участие приняли только девочки, но мы надеемся, что в следующий раз наши мальчишки будут более решительны и примут самое активное участие в наших конкурсах. А пока жюри совещается и подводит итоги, нам бы хотелось пообщаться со зрителями.
Ведущий 1: Все вы знаете, что общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.
Ведущий 2: Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.
Ведущий 1: О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах – они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.
Ведущий 2: Но давайте на мгновение отойдем от темы нашего конкурса и окунёмся в месячник экологической безопасности, в рамках которого мы и проводим наш конкурс.
Ведущий 1: Все вы знаете, что жизнь на планете существует уже миллиарды лет. Но, несмотря на все многообразие, жизнь на Земле хрупка и беззащитна перед человеком. Один неверный шаг, и она прервется.
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе, забывая о том, что тем самым вершит свою судьбу.
Ведущий 1: Человек разумный, человек-творец должен был стать душой природы, а стал силой, способной уничтожить мир. Мощь разума позволила ему менять облик Земли. На беду и горе планеты он вскрыл ее недра, перегородил моря, опустошил леса, осушил реки.
Ведущий 2: Человек возомнил себя хозяином природы. Считает, что вправе решать, кто из животных нужен ему, а кто обречен. Царь природы решил: волки угрожают поголовью северного оленя. А потом и оленей стало слишком много. Человек стер с лица Земли сотни видов животных и растений, тысячи находятся на грани исчезновения и виной тому тоже человек.
Ведущий 1: Ребята, а кто знает, что такое «Красная книга природы»?.......
Правильно. Эта книга, в которую заносят редкие виды растений, животных, насекомых.
Ведущий 2: Из Красной книги мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно.
Ведущий 1:
Если деньги накопить,
Можно многое купить.
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Ведущий 2:
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить,
Будем следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких.
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природа наша русская
Век будет процветать.
Ведущий 1: Любовь к родной природе неотделима от любви к своему краю, к своей Родине, к своей стране. Полюбить Родину можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть родной природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям литературного творчества.
Ведущий 2: А сейчас настало время жюри подвести итоги нашего конкурса. Для награждения победителей конкурса слово предоставляется __________________________________________________________________.
(Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов победителям)
Ведущий 1: На этом, к сожалению, наш праздник художественного слова подходит к концу. Однако, стихотворений о природе ещё очень-очень много. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов.
Ведущий 2: Наш конкурс чтецов удался на славу и думаем, всем он пришелся по нраву! Любите природу! Берегите природу! Всего вам самого доброго! Спасибо за внимание и до новых встреч!