В помощь специалисту «Особенности работы с людьми пожилого возраста»

В помощь специалисту

«Особенности работы с людьми пожилого возраста»

Наиболее важной частью социальной работы c пожилыми людьми является непосредственное общение социального работника с пожилым клиентом, требующее полного напряжения и отдачи душевных сил.

Чтобы прийти к взаимопониманию с пожилым человеком, необходимо следовать несложным правилам:

  1. Общение  с клиентом не должно стать фамильярным:  необходимым является обращение друг к другу по имени и отчеству. Такой характер отношений повышает значимость социальной помощи в глазах пожилого человека.
  2. Важным качеством социального работника является умение не раздражаться в любых обстоятельствах, всегда оставаться корректным и спокойным, заинтересованно относиться к подопечному.
  3. Необходимо избегать конфликтов, споров, критиковать стариков.
  4. Никогда нельзя осуждать и критиковать поведение пожилого клиента, тем более нельзя занимать какую-либо сторону в его возможных конфликтах с родственниками или соседями, если, конечно, нет прямого морального или физического насилия над старым человеком.
  5. Относитесь к пожилому человеку как к грудному ребёнку. Если он чем-то недоволен и бунтует, значит, на то есть причины. Выясните их.
  6. Старый человек получает больше удовольствия от общения как активный рассказчик, а не как пассивный слушатель, желая при этом в силу своего возрастного превосходства поучать, делиться своим жизненным опытом, давать советы и т.д.
  7. Нужно серьёзно отнестись к страхам и тревогам человека, не считайте это глупостью и не говорите ему об этом. Пусть он озвучит то, чего боится. Это поможет снять напряжение и станет толчком на пути поиска решения проблемы.
  8. Часто тревожное состояние может быть взаимосвязано с ухудшением состояния больного. Если больной боится, что его могут не услышать, когда ему будет плохо, установите рядом специальную кнопку, поставьте на тумбочку колокольчик или мобильный телефон.
  9. Обязательно разговаривайте со своим клиентом, выслушивайте его со всем вниманием до конца. Если у вас по уважительной причине нет возможности довести долгую беседу, мягко остановите разговор и обещайте, что вы его обязательно продолжите, как только вы освободитесь.
  10.  Никогда не стоит навязывать своё общество пожилому человеку. Если видите, что он не желает этого, но никогда не отказывайте, если он, наоборот, нуждается в этом.
  11.  Всегда относитесь к старшему человеку с большим уважением.
  12.  Не стоит начинать разговор, когда клиент рассержен или раздражен, подождите немного.
  13.  Никогда нельзя заставлять пожилого человека что-либо делать насильно. Существует множество других способов его уговорить.
  14.  Не стоит забывать о проявлении нежности. Смотрите ему в глаза. Чаще держите его за руку, садитесь рядом. В очень частых случаях плохо слышащие и видящие старики нуждаются в тактильном контакте.
  15.  Если клиент самостоятельно может сходить по своим делам, принять душ, переодеться, не стоит ему это запрещать, если нет никаких противопоказаний. Двигательная активность никогда не будет лишней, кроме того, способность выполнять самостоятельно многие функции только подбадривает их и настраивает на позитивный лад.
  16.  Нельзя запрещать пожилому человеку иметь свои укромные места для хранения денег, сладостей и т.д.
  17.  Спокойно реагируйте, если клиент станет обвинять вас в пропаже денег. Он, скорее всего, забыл, куда именно их положил. Необходимо помочь как можно быстрее найти их

Обслуживание пожилых людей требует особого терпения, способности к сопереживанию, сочувственной манеры общения. Нельзя работать с этим контингентом, если испытываешь раздражение, депрессию, растерянность, ощущение обузы.