«Жизнь и творчество Тургенева» - Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. Библиотека. Взрослая жизнь. Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле.
«Годы жизни Тургенева» - XVI - Свидание. Вы воздвигли себе прочный памятник.. – «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА». В 1838 в журнале “Современник” печатаются тургеневские стихотворения “Вечер” и “К Венере Медицийской”. Храню цветок гераниума… Больной И.С.Тургенев. Кольцевая композиция. Дополнительные задания: Светлые воспоминания. И.С.Тургенев написал великое множество произведений.
«Годы Тургенева» - В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из богатой дворянской семьи. Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Аннотация. Некоторые экранизации произведений. 1818-1883. В 1841 году Тургенев вернулся на родину.
«Тургенев Муму» - В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. Мать писателя была властной крепостницей. Портрет как средство характеристики героя. Автобиографический рассказ "муму". Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883). В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. По страницам биографии писателя. Рассказ «Муму», написанный в 1852 году, имеет автобиографическую основу.
«Роман Отцы и дети Тургенева» - Найдите соответствие героев романа социальному положению: Кому симпатизирует И.С.Тургенев: 1. Революционерам-демократам 2. Разночинцам 3. Либералам 4. Монархистам. 1. «Записки врача» 2. «Записки на манжете» 3. «Записки охотника» 4. «Записки из «Мёртвого дома». 1. А.И.Герцену 2. В.Г.Белинскому 3. Н.А.Некрасову 4. Другому лицу.
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Контрольная работа.
ТЕМА: ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ПЕЙЗАЖ В РАССКАЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
Исполнитель:
Овчинникова О.Д.
Студентка 2 курса
Группы 204Л
Екатеринбург 2011
ПЛАН
1. Введение
1 Функции пейзажа
2 Функции цвета и звуков в описании природы
3 Художественно-изобразительные средства, создающие образ природы
Фольклорные мотивы
1 Фольклорные персонажи - правда или вымысел?
2 Влияние народных поверий на судьбу Павлуши
Заключение
Список использованного материала
1. ВВЕДЕНИЕ
«Бежин луг» - один из двадцати пяти рассказов, входящих в цикл «Записки охотника», впервые изданный в 1852 году. Обратимся к истории создания очерков «Записок охотника». Еще в 1847 году Иван Сергеевич Тургенев уезжает за границу, где и было написано большинство очерков «Записок охотника». Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право <#"justify">В рассказе «Бежин луг» большую роль в понимании концепции очерка играют описания пейзажа и фольклорные мотивы. О них подробнее далее.
мотив фольклор пейзаж рассказ бежин луг
2. ПЕЙЗАЖ
Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.
Пейзаж, тем более детализованный, как нам известно, всегда наполняется автором-классиком определенным смыслом, описание несет в себе функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция - психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчишек, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон - все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчишек, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. В конце произведения идет описание утра: бледно-серое небо, сырая земля, пыльная дорога, алый свет - это описание задает минорный тон, ведь оно предшествует вести о том, что Павлуша, самый храбрый из ребят, убился, упав с лошади.
Вторая функция - характеристика места и времени сюжетного действия. Несомненно, действие происходит в России во времена, когда было распространено крестьянство, т.е. это года, современные самому рассказчику. События происходят летом, в июле, в Бежином луге, как называли его в народе. Так же указываются некоторые другие локальные географические названия, которые усиливают впечатление о том, что такое событие в действительности имело место быть.
Цвета и звуки в описании природы помогают передать автору свои ощущения в восприятии этого события и воплотить идеи и концепции произведения. Несмотря на то, что каждый человек воспринимает цвета и звука индивидуализировано, Тургеневу удалось воплотить в произведении общую концепцию и задать эмоциональный тон каждому из описаний природы. Вероятно, каждый отдельный человек представляет себе по-разному описываемые в рассказе события, у него возникают свои особенные ассоциации, но в целом, с помощью цветов и звуков, передаются то радостные, то печальные, то пугающие картины.
Основные используемые в описании пейзажа цвета - это белый (светлый), черный (темный), синий, красный и серый. Белый используется для обозначения радостных моментов, к примеру, небо ясное; высокими белыми столбами, в сухом и чистом воздухе, в воздухе, еще светлом; низенькой белой церковью. Темные тона трепещут душу рассказчику и пугают мальчишек; не случайно под покровом ночи рассказываются жуткие истории и легенды о нечисти, грезятся тени в темноте. К примеру, над страшной бездной; почти потонувшие во мгле; едва прозрачный сумрак ночи; стальные отблески воды - все это наводит суеверный ужас и страх перед ночным временем суток. Синий цвет в произведении отражает глубину, к примеру, глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; синевы между ними уже не видать: но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой; побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи; по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана. Красный - отражение красоты, но в некоторых эпизодах это символ крови, к примеру, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается коротким румянцем; солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-бордовое; круглое красноватое отражение, по сверкающим, обагренным кустам; полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Серый цвет символизирует печаль, он присутствует только в конце произведения: бледно-серое небо светлело, холодело.
Звуки, в отличие от цвета, менее распространены в рассказе «Бежин луг». Основная доля звуков в произведении выпадет на ночное время. «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…». Данный абзац является ярким примером использования звука в композиции. «Непонятные ночные звуки» несут на себе функцию проверки храбрости мальчишек и порождают догадки о месте их происхождения: кто говорит, что это проделки нечисти, а кто находит этому вполне рациональное объяснение.
Что касается художественно-изобразительных средств, то можно выделить следующие наиболее употребляемые автором: детализация, эпитеты, метафоры, олицетворение, а также инверсия и градация. Детализация - наиболее распространенное средство в описании пейзажа. Рассказчик подмечает каждую деталь: церковь, бугорок, кустик, цвет, оттенок. Даже мальчики описаны настолько детально, что по его рассказам нетрудно восстановить картину на листе бумаги. Для создания более детального образа также указаны названия, некоторые из них, как бы невзначай, являются воспоминаниями рассказчика. Второе художественно-изобразительное средство - эпитеты, которыми изобилует произведение: золотые потоки, задымившаяся река, запоздалый ястребок, низенькая белая церковь. Эпитеты придают тексту красочность и выразительность. Третье средство - метафоры: лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света. Четвертое средство - олицетворения: солнце спокойно взошло на небо, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола. Олицетворение служит для сближения природы с душой рассказчика, они становятся единым целым, и эмоциональные состояния природы и рассказчика сходны. Инверсия (отсырела земля, запотели листья) и градация (алые, потом красные, золотые потоки) добавляют тексту поэтичности, эмоционального накала. Хотелось бы отметить еще одно важное средство создания пейзажа - символы. Если вдуматься, их немало. К примеру, когда рассказчик заносит ногу над пропастью - это символ шаткости границы между днем и ночью, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом. Таким образом, использование художественно-изобразительных средств необходимо для создания грандиозного описания пейзажа, который вызывает интерес и трепет в душе читателя.
3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ
Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям.
Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.
Тургенев также широко употреблял фольклорные мотивы в своих произведениях, рассказ «Бежин луг» является ярким тому подтверждением. «Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане.
Я не считаю, что рассказы были выдумкой ребят. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют дидактическую функцию, предостерегая от возможных опасностей.
В рассказе «Бежин луг» в гармоничном синтезе находится рациональное и вымышленное.
Один из мальчиков рассказывает о солнечном затмении - явление вполне реальное, поддающееся законом физики, но жители относятся к нему как к каре, как к пришествию на землю страшного существа - еще сильно средневековое сознание у крестьянского народа.
В рассказе употребляется много фольклорных персонажей - леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях и воплотившихся в бродящие души.
Но самый страшный, на мой взгляд, рассказ о барашке, который топтался на могилке и говорил человеческим голосом. Но все это можно объяснить тем, что многие очевидцы этих событий, по словам мальчиков, были «хмельные».
Природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.
Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».
Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.
Носителем философской проблемы в рассказе является не рассказчик, а автор. По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.
В образ мальчиков вложена и еще одна философская концепция автора, присущая всем очеркам «Записок охотника» - это идея о равенстве между ребятами и неравенстве среди взрослых. Это идея о непринятии крепостного права как устройства государства Российского.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы сказать, что рассказ «Бежин луг» повлиял не только на отмену крепостного права, но и на искусство. В частности, в 1935 году проходили съемки фильма «Бежин луг» под руководством Сергея Михайловича Эйзенштейна. В основу этой драмы была положена история об убийстве на Северном Урале 3 сентября <#"justify">Бежин луг, как выясняется, место вполне реальное. Есть даже два географических объекта с таким названием: в Чернском районе Тульской области <#"justify">Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что рассказ «Бежин луг» играет большую роль как в творчестве самого писателя, так и в жизни народа России. Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. У меня этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В статье мы расскажем о цикле рассказов И.С. Тургенева - «Записки охотника». Объектом нашего внимания послужило произведение «Бежин луг», а особенно пейзажи в нем. Краткое описание природы в рассказе "Бежин луг» ждет вас ниже.
О писателе
Иван Сергеевич Тургенев - один из величайших русских писателей.
Родился этот писатель, драматург и переводчик в в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка "мировой скорби"" присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие "нигилист" и на примере своих героев раскрыл его.
О рассказе "Бежин луг"
Рассказ "Бежин луг" входит в цикл "Записки охотника". Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе "Бежин луг" - это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).
Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал "Современник". Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ "Хорь и Калиныч" (в журнале его назвали очерком). Этот "очерк" произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.
Одна из глав - "Бежин луг" - известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе "Бежин луг" - настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они - полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».
Описание природы в рассказе "Бежин луг". Краткое содержание.
Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места. Решил, что "слишком свернул вправо", он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос "Так где же я?", герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал. Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.
Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.
Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе "Бежин луг". Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.
Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал "домовой".
Вторая история - о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что "будет он всю жизнь убиваться".
Описание природы в рассказе "Бежин луг" служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.
Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ. А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла. В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб - упал с лошади.
Природа в рассказе
Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе "Бежин луг" Тургенева начинает рассказ.
Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.
Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.
Роль описания природы в рассказе "Бежин луг"
Этот рассказ славится своими пейзажами. Но рассказывает он не о природе, а об истории с главным героем, о том, как он, заблудившись, зашел на Бежин луг и остался на ночь с деревенскими мальчиками, слушая их страшные рассказы и наблюдая за детьми. Зачем же так много описаний природы в рассказе? Пейзажи не просто дополнение, они настраивают на нужный лад, увлекают, звучат, будто музыка на втором плане повествования. Обязательно прочитайте рассказ полностью, он удивит и очарует вас.
Г.С. Мельникова
Чтоб совершенней стала красота
Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» на уроках литературы
… Столкнувшись лицом к лицу
с великим шумом мира и его молчаньем.
Н. Дженкинс, уэльский поэт
Есть произведения классической литературы, чтение которых дает ученикам большие возможности для совершенствования читательского навыка через постижение мастерства писателя. В этом отношении абсолютно уникальным является рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», изучаемый в 6-7 классах. Не случайно, что все авторы программ литературного чтения (Коровина В.Я., Маранцман В.Г., Курдюмова Т.Ф. и др.) не обошли своим вниманием произведение писателя, возвышенного и гармоничного художника, проникновенного лирика в русской прозе XIX в., чуткого к звучанию русской речи. Французский писатель П. Мериме заметил: «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей», Тургенев «рисует своих героев как поэт и как живописец. Ему одинаково интересны как их страсти», так и черты их лица. Он знает их жесты и привычки, он слушает и стенографически записывает их речь…».
Из этого следует, что учителю литературы открываются богатейшие возможности работы над литературоведческими понятиями, совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в ходе анализа художественного текста и отбора необходимого материала.
Во-первых, рассказ хорош для обучения детей составлению характеристик героев, в том числе сравнительных. 5 мальчиков – 5 различных характеров. Они открываются читателю в диалогах и в живописных портретах. Предлагаем учащихся план характеристики героя.
1. Внешние черты, портрет (лицо, фигура, костюм).
2. Психологический анализ (чувства, мысли, побуждения – внутренний мир персонажа).
3. Характер (поступки, отношение к другим людям).
4. Речевая характеристика героя.
5. Прямая авторская характеристика героя.
6. Характеристика героя другими действующими лицами.
7. Изображение социальной среды, в которой живет и действует персонаж.
Учащиеся, работая по плану, составляют сначала характеристики героев, а затем учатся сравнивать разных персонажей. Работа может быть как устной, так и письменной.
Во-вторых, постигая речевую характеристику мальчиков, ученики пересказывают былички от их лица и делают вывод о том, чем характерна речь каждого рассказчика и чем это обусловлено.
В-третьих, богатейшие возможности дает чтение рассказа для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся (речевые навыки и умения – говорение). Они готовят пересказы на следующие темы: «Тайный след июльского дня», «Что ночью открылось...?», «Утро зачиналось…» и т.д.
И, конечно, большую часть времени мы отведем работе над пейзажем, который, как известно, не всегда нравится учащимся, так как, по их мнению, он «удлиняет» произведение, отвлекает от сюжета. Попутно идет работа над выразительными средствами языка. Вот как это может быть организовано.
Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни. Все сказанное о специфике тургеневского пейзажа нетрудно довести до сознания учащихся. Надо только, следуя тексту, активизировать соответствующими вопросами их внимание и таким образом поощрять их наблюдательность. В заключение учащиеся выполняют самостоятельную работу в классе или дома по следующей схеме.
Работа будет заключаться в выборе и внесении в схему соответствующих цитат из текста произведения. Опыт показал, что такое задание дети выполняют с большой охотой, т.к. оно заинтересовывает своей необычностью: находить в описании краски, звуки и запахи. Такой вид самостоятельной работы школьников усиливает их внимание к тексту, поощряет их наблюдательность, развивает навык выборочного чтения и умение правильного цитирования, помогая в данном случае хорошо осмыслить особенности пейзажа.
Детям надо помочь освоить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, поэтому нельзя пройти мимо блестящего мастерства автора «Бежина луга» в описании природы. Для этой цели следует наметить такие проблемы:
1) С помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко изобразить
природу?
2) Чем определяется отбор автором тех или иных средств языка?
Организуем наблюдение над текстом. Предлагаем школьникам найти в тексте картину пробуждения летнего утра и кому-нибудь из учащихся прочитать ее вслух. Затем даем всему классу задание снова обратиться к тексту, внимательно всмотреться в него и определить какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра.
В итоге приходим к выводу, что, показывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
В целях большей наглядности подчеркиваем в тексте сплошной прямой чертой олицетворения, прерывистой - метафоры и дополнительной прямой чертой - эпитеты: «Свежая струя пробежала по моему липу»; «еще нигде не румянилась заря»; «бледно- серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья»; « и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: мне навстречу. чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола...».
Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) для усиления наглядности восприятия разобранного текста полезно записать на доске и в тетрадях учащихся в таком виде.
Картина пробуждения утра |
|
В олицетворениях |
В метафорах |
«Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» |
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы» |
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? ПРИХОДИМ к ВЫВОДУ: выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.
А для чего в описание утра введены также эпитеты? (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой).
Обращаемся к чтению и разбору картины ясного летнего дня. Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой. Каждый эпитет выделяем в этом отрывке вместе с существительным и глаголом, которые он определяет, и выписываем в тетрадь.
«Был прекрасный июльский лень... небо ясно: утренняя заря... разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает... свежо просияет...хлынули играющие лучи и весело и величаво... поднимается могучее светило».
Приходим к заключению, что в обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.
Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иной. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота... вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина имела вид почти правильного катка с пологими боками: на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».
Прочитав приведенный отрывок в классе и подчеркнув в нем все слова и выражения, передающие тревогу заблудившегося человека ввиду надвигающейся ночи, учащиеся убеждаются, что в данном случае писатель не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Чтобы закрепить это впечатление у школьников, предлагаем им выделить в описании надвигающейся ночи все образные выражения в таком порядке.
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение |
Метафора |
Олицетворение |
Эпитет |
«Ночь приближалась и
|
«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
|
«На дне ее (лощины)
|
«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
|
Приведенных в записи примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся
в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при
этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие
обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в
том. что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному
воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова
картины ночи в ее первоначальной стадии. Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными
и спокойно величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу,
увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми
у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии
высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней
ночи.
«Темное чистое небо торжественно и необъятно стояло над нами со всем своим торжественным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума...»
В такой именно момент величавого состояния природы писатель рисует портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем. Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои -деревенские мальчишки. Некоторые из рассмотренных примеров полезно отразить в тетрадях учащихся, чтобы тургеневские пейзажи на всю жизнь остались в памяти.
Отмеченные основные картины русской летней ночи в изображении и трактовке Тургенева необходимо довести до сознания детей, используя для этого и выразительное чтение, и организованное целенаправленное наблюдение над текстом, и самостоятельные работы, и заучивание учащимися отдельных отрывков наизусть. При этом надо обратить особое внимание детей на величавость, таинственное великолепие и торжественность ночи.
Призраки ночи |
Картины ночи |
Впечатления мальчиков |
Зрительные образы |
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..» |
«Картина была чудесная!» «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились» |
«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали» |
||
Таинственные звуки |
«Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее» |
«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. - Что это? - Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел» |
«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; под утро |
Завершающей стадией в анализе пейзажа должно стать выяснение роли картин природы
в рассказе.
– Для чего, с какой целью Тургенев ввел в рассказ пейзаж?
– Не являются ли картины природы в рассказе лишними?
В процессе фронтальной беседы с классом приходим к мысли, что жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскому труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей. Природа в рассказе действенна.
– Какую же роль играет она? В чем ее значение?
Этот сложный и трудный для учащихся вопрос решаем по частям. Мы знаем, что картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни. Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора.
– Какие настроения вызвала природа у мальчиков, сидевших у костра? (Она «своим
таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном
и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана
Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища.
успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми
звездами неба, разделяет автор.
- Какой вывод можно сделать из решенных вопросов? (Рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием картин природы).
Значит, пейзаж служит началом и концовкой произведения.
Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает
понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
При этом следует опираться на личные впечатления учащихся о природе, на пережитые
детьми эмоции, а также на сопоставление литературных пейзажей с картинами великих
художников, стремясь вызвать у школьников живые ассоциации там, где это возможно.
Попытаемся систематизировать картины природы, разделив их на 3 группы.
I Описание пейзажных зарисовок
II Звуковая сторона картин
III Ощущения автора
I группа |
II группа |
III группа
|
Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве и т.д. |
Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д. |
Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д. |
Под руководством учителя ученики сумеют сделать вывод о необычайном богатстве
средств, которыми пользуется Тургенев для создания ярких, объемных описаний природы.
Беседа направляется учителем с помощью вопросов.
– Какие тургеневские описания природы показались вам наиболее меткими и неожиданными?
– Когда, на ваш взгляд, И.С.Тургеневу природа кажется всего прекрасней?
Таким образом, рассказ «Бежин луг» И.С. Тургенева позволяет помочь учащимся по-новому посмотреть на писателя, на его произведение. А.Н. Бенуа, перечитавший всего Тургенева, находясь в эмиграции в Париже, напишет о «Записках охотника»: «…это в своем роде какая-то печальная, но и очень полная, глубоко волнующая энциклопедия о русском человеке, о русской жизни, о русской земле…».
Можно предложить учащимся вдуматься в смысл этого высказывания, подтверждая свои выводы цитатами из рассказа. Думается, такое прочтение рассказа И.С. Тургенева поможет учащимся почувствовать красоту русского пейзажа и удивление перед силой слова Мастера.
Г.С. Мельникова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ «Диалог», Заслуженный учитель Российской Федерации, г. Новосибирск
Ответ оставил Гость
Я не поняла вопрос, но я знаю что: Оказывая пробуждение раннего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
«Свежая струя пробежала по моему липу» ; «еще нигде не румянилась заря» ; «бледно- серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья» ; « и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею» ; «не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня...сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.. . Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: мне навстречу. чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой принеслись звуки колокола...» .
Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры) Картина пробуждения утра
«Свежая струя пробежала по моему лицу» ; «еще нигде не румянилась заря» ; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею» ; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»
«Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья» ; « полились кругом меня...сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света» ; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»
Выбор писателем олицетворений и метафор обусловлен целью художника показать сам процесс пробуждения и оживления ПРИРОДЫ. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны.
- А для чего в описание утра введены также эпитеты? (Они помогли сделать картину утра более яркой, зримой) .
«Был прекрасный июльский лень.. . небо ясно: утренняя заря...разливается КРОТКИМ румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает...свежо просияет... хлынули играющие лучи и весело и величаво...поднимается могучее светило» .
В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.
Итак, для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иной. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота.. . вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе.. . Я отчаянно устремился вперед.. . и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина имела вид почти правильного катка с пологими боками: на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней» .