Важной вехой в развитии науки и образования стало создание университетов. Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI - начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200 г.), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224 г.), Оксфорде (1206 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.). Университеты учреждались и светской властью.
Рождение и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т.д. Сеть университетов довольно быстро расширялась. Если в XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25. Рост университетского образования отвечал велению времени.
Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие университетов. Известно, например, что власти опустошенной войной Флоренции открыли в 1348 г. университет, полагая тем самым поправить дела. Открытие университета оговаривалось определенными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся и соглашалась оплачивать труд профессора лишь при наличии такого минимума.
Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах было богословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей - канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. И тем не менее университеты раннего средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию.
Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели мужчины разных возрастов и сословий из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Многие ваганты не отличались нравственностью и были подлинным бичом для обывателей. Но из них выросло немало подвижников науки и образования. Первые университеты были весьма мобильными. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, университет мог сняться с насиженного места и перебраться в другую страну или в другой город.
Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, в Болонском и того больше - 17.
Позже землячеств (во второй половине XIII в.) в университетах появились факультеты, или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. К концу XV в. Положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.
Факультеты присуждали ученые степени, факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания. Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права. В ученой степени магистр нетрудно угадать звание мастера, которое получал ученик ремесленника. Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастеров и подмастерьев.
Когда юноша 13-14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который в дальнейшем считался за него в ответе. Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если учился успешно, получал степень бакалавра. Вначале она рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, т.е. становился своеобразным подмастерьем. В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).
Большинство первых университетов имело несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Усиливалась специализация. Университеты славились преподаванием отдельных предметов: Парижский - теологии и философии, Оксфордский - канонического права. Орлеанский - гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) - медицины, университеты Испании - математики и естественных наук, Италии - римского права.
От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные вечерние. Еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Один-два раза в год устраивались диспуты о чем угодно (без жестко оговоренной темы). В этом случае порой обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы.
Университеты постепенно отторгали схоластику, вырождавшуюся в науку пустых слов. В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. Схоластика все больше превращалась в формальную, бессодержательную философию. Научными штудиями схоластов могли быть, например, дискуссии на темы: «Сколько чертей помещается на кончике иглы»; «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр.
Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.
Строго говоря, самым первым университетом, появившимся в западном мире, можно считать Константинопольский, основанный еще в 425 году н.э., но статус университета получивший в только 848 году. Студенты, обучающиеся в нем, получали знания в области медицины, права и философии. Кроме того, одной из обязательных дисциплин была риторика – умение излагать свои мысли. С IX века в этом учебном заведении начали изучать и другие естественные науки: астрономию, арифметику, геометрию и музыку. Но поскольку Константинополь, так город, который теперь зовется Стамбулом, находится на границе Европы с Азией, многие склоняются к тому, чтобы отдать пальму первенства университету итальянского города Болоньи, который был основан в 1088 году н.э.Этому учебному заведению первому в Западной Европе была выдана Хартия от Фредерика I Барбароссы в 1158 году, к тому времени уже 70 лет в университете слушатели изучали курс теологии и гражданского права. Хартия давала право университету реализовывать свои исследовательские и образовательные программы независимо ни от церковной, ни от светской власти. С этого времени в программу был включен курс грамматики, логики и риторики. Университет в Болонье - старейшее учебное заведение, осуществлявшее непрерывную и представлявшее своим выпускникам академическую степень. В настоящее время он является вторым по величине из итальянских университетов. Сегодня на его 23 факультетах проходят обучение около 100 тысяч студентов.
Другие старейшие университеты Европы
В 1222 году бывшими преподавателями и студентами Болонского Университета, конфликтовавшими с его руководством, в другом итальянском городе – Падуе было основано новое учебное заведение с университетской программой и уровнем образования. Этот университет имел два отделения, на одном студенты изучали богословие, гражданское и каноническое право, на другом – медицину, риторику, философию, диалектику, грамматику, астрономию и медицину.В англоязычном мире старейшим университетом признается Оксфордский, год его основания – 1117. Изначально в его стенах получало теософское образование английское духовенство, но уже с XIII века в нем начала обучаться высшая знать. В настоящее время в этом учебном заведении готовят студентов-гуманитариев, математиков, физиков, социологов, медиков, ботаников, экологов и пр.
Другим старейшим европейским университетом является французский Сорбоннский, основанный в 1215 году. Сначала это было объединение церковных колледжей, но уже с 1255 года в этом заведении получили право учиться богословию молодые люди из небогатых семей. С XVI века Сорбоннский Университет считается центром европейской философской мысли.
После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы этой эпохи размыты, индивидуальны для каждой страны. Средние века принято делить на раннее Средневековье (V-XI вв.), развитое (XI-XIII вв.), позднее (XIII-XV вв.) и эпоху Возрождения (XV-XVII вв.). Как же изменились школы и университеты за 16 столетий?
В раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи‑десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет).
В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы.
Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты.
Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали.
Кроме христианской традиции огромное влияние на систему образования оказала рыцарская культура. Феодалы прививали своим детям идеал рыцарского воспитания, включающий в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. Параллельно рыцарскому идеалу существовала программа «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, сложение стихов и игра на музыкальных инструментах.
Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.
В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое‑то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.
Зачастую школы в Центральной Европе создавал какой-то орден (например, городские школы иезуитов в эпоху Возрождения). Учебные заведения этого ордена отличались тем, что в них учился цвет дворянства. Для ордена была характерна строжайшая дисциплина, беспрекословное подчинение младшего старшему. По требованию старшего иезуит должен был лгать, клеветать, убивать… Иезуиты стремились растить себе «будущее», дабы затем влиять на политическую и общественную жизнь.
В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни.
Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI-XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.
Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.
Студенты обычно делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов. Они могли снимать квартиры, но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества.
В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.
Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.
Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков. Именно в эпоху Средневековья появилось понятие странствующего вечного студента — ваганта. Они переходили из одного университета в другой с целью получения знаний из различных источников. Поэзия вагантов известна во всем мире, она представляет собой сплетение фольклора и латинских традиций. Основные ее темы — любовь, смерть, веселье, пирушки, образование. Подлинные имена авторов неизвестны: как правило, большинство из них предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции.
САПОЖНИКОВА Марина
В средние века всякое объединение людей по профессиональному признаку носило название университет. Со временем название корпорации - университетов - становится обозначением университета как учебного заведения. Как известно, первые университеты, возникли в 12-13 веках на территории Европы. Три из них - в Болонье, в Париже и в Оксфорде - заложили институциональную структуру сегодняшней высшей школы.
Древнейшими европейскими университетами считаются Болонский (Италия), возникший в промежутке между 1190 и 1200 гг., и Парижский , годом основания которого является 1200. Эти университеты, хотя и сформировались почти одновременно, отличались по своему внутреннему устройству и олицетворяли собой два основных типа университетов .
Первый (Болонский) университет возник как главный в Западной Европе центр по изучению римского права. Он вырос на основе городской светской школы и был организацией студентов, самостоятельно нанимавший учителей и оплачивающий их труд.
Ситуация в Париже складывалась несколько иначе. В отличие от Болоньи центром притяжения здесь стали не студенты, а преподаватели. Наличие нескольких крупных церковных школ привлекало потенциальных студентов разнообразием предметов. В отличие от Болонского университета, здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. В 1215 г. в Парижском университете завершилась борьба за автономию против епископа. Парижские магистры получали поддержку римского папы.
В ХIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др. В ХIV веке появляются университеты в Священной Римской Империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др. В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь - особое отношение к знанию. К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов.
4. Когда возникли Вузы в России и Беларуси.
В России , в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были:Славяно-Греко-Латинская Академия (1687),Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге этоМорская Академия (1715),Академический университет при Академии наук (1725 г.),Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыгралаАкадемия наук , созданная в Петербурге по указанию Петра I. Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.
По инициативе и проекту М.В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет , что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь.
Со временем было предано забвению требование М.В. Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.
Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование . Во второй половине XIX в. открываются первые "всесословные женские училища" как важное звено системы среднего образования. Тем не менее, в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Со временем стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые "Бестужевские высшие женские курсы" в Петербурге, с 1878 г. В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX - начале XX в.
В подготовке педагогических кадров важную роль сыграл Главный педагогический институт в Петербурге. Он был учрежден в 1816 г. и просуществовал до 1859 г. Педагогический институт готовил не только учителей и наставников для различных типов школ, но и будущих преподавателей вузов. Среди наиболее известных воспитанников были Н.А. Добролюбов, Н.С. Будаев, Д.И. Менделеев.
Первым действительным университетом в Беларуси стала Виленская иезуитская академия 1570 г. Кроме Академии до середины XVIII века на территории Беларуси действовали не менее 16 только иезуитских школ гуманитарного профиля, из них 9 высших-в Полацке, Пинске, Несвиже, Гродна, Амстиславе, Новогрудке, Орше, Витебске, Берестье-и 7 полных средних-в Минске, Могилеве, Слониме, Слуцке, Жодино, Бобруйске, Мерече.
Также в Беларуси существовали многочисленные православные (как, например, высшая Братская школа в Вильне), униатские, протестантские учебные заведения, а также школы других католических орденов – пиарские, доминиканские, бернадинские.
В 1812 году в академию с правами университета был преобразован высший иезуитский коллегиум в Полоцке (основанный в 1580 году). Полоцкая академия просуществовала до 1820 года и была закрыта царским правительством как «неблагонадёжная». Вслед за ней был ликвидирован Виленский университет (в 1832 году). Вместо закрытых учебных округов начали создаваться российские «народные училища» и другие русификаторские учреждения с довольно низким уровнем обучения.
В начале XX века на территории нынешней Беларуси не было высших учебных заведений. Только в 1918 г. были созданы Витебский и Могилевский пединституты и Витебский архитектурный институт (просуществовал до 1923 г.). В 1919 г. был восстановлен Горы-Горецкий земледельческий институт (основан на базе земледельческой школы); в 1920 - Белорусский политехнический институт ; осенью 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет , в 1924 - Витебский ветеринарный институт ; в 1930 - Медицинский институт .
- Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?
§ 18.1. Средневековые университеты
Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.
В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.
Студенты на лекции. Рельеф XIV в. Болонья
Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.
Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.
Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства - «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.
Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.
Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни - языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.
Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).